1. Определение объемов проветривания ж.д. тоннелей.

Lт – длина тоннеля, км;
Sт – площадь сечения тоннеля в свету, м2;
k1 – кратность воздухообмена

где   
 -
расч. интервал между поездами (1-пут.) или парами поездов      (2-пут.), ч;
   -
расч. интервал между поездами (1-пут.) или парами поездов      (2-пут.), ч;
 - ПДК по СО, мг/м3;
   - ПДК по СО, мг/м3; 
 - фоновая концентрация, мг/м3
- фоновая концентрация, мг/м3
Далее
аналогично находят  при ремонтных работах и на период
эксплуатации.
 при ремонтных работах и на период
эксплуатации. 
2. Определение депрессии вентиляционной системы.
 
 
Статическая депрессия = разности давления воздуха в начале и в конце вент. пути.
 Она
опр. по формуле:
Она
опр. по формуле:
|  | 
 где                          
- потери давления на преодоление трения и местных сопротивлений;
где                          
- потери давления на преодоление трения и местных сопротивлений;
 -безразмерный коэффициент полного аэродинамического сопротивления;
                          
-безразмерный коэффициент полного аэродинамического сопротивления;
 - безразмерный коэффициент сопротив-ления единицы длины в-вода (по табл.10.1);
      
- безразмерный коэффициент сопротив-ления единицы длины в-вода (по табл.10.1);
 - длина, периметр и площадь поперечного сечения воздуховода, м и м2;
          
- длина, периметр и площадь поперечного сечения воздуховода, м и м2;
- коэффициенты местных сопротивлений (по табл.);
 - плотность воздуха, кг/м3 ;
           
- плотность воздуха, кг/м3 ;  
 
           
- скорость движения воздуха, м/с;
 
 


 Обычно           ~ 5-20% от (      +       )!
Обычно           ~ 5-20% от (      +       )!

 При
наличии в в-воде участков с разными площадями попер. сеч., на которых воздух
движется с разными скоростями, коэффициенты            надо приводить к одной
скорости, исходя
При
наличии в в-воде участков с разными площадями попер. сеч., на которых воздух
движется с разными скоростями, коэффициенты            надо приводить к одной
скорости, исходя 
из соотношения ,
 откуда  поправочные коэффициенты равны:
откуда  поправочные коэффициенты равны:
- коэффициент приведения к скорости Vi;
 - коэффициент приведения к скорости
V1.
                   - коэффициент приведения к скорости
V1.
3. Естественное напряженное состояние грунтовых массивов и его изменения при проходке подземных выработок.

Гравитационные напряжения в «нетронутом» массиве (сплошная среда):
 где     γ  - плотность грунта;
где     γ  - плотность грунта;
 Н - глубина от поверхности;
Н - глубина от поверхности;
μ- коэффициент Пуассона;
λ- коэффициент бок. распора,

Напряженное состояние вокруг выработок
 При проведении выработок ест. напряж. состояние нарушается.
 При проведении выработок ест. напряж. состояние нарушается. 
Контур выработки деформи-руется
На
контуре  Вертикальные силовые линии сгущаются,
происходит концентрация напряжений.
   Вертикальные силовые линии сгущаются,
происходит концентрация напряжений. 
Зона влияния выработки в массиве грунта равна(3-5)d.
 на горизонтальном диаметре увеличение напряж. более
чем в 2 раза,  а
на горизонтальном диаметре увеличение напряж. более
чем в 2 раза,  а  на вертикальном диаметре уменьшаются
(потенциальный вывал!).
на вертикальном диаметре уменьшаются
(потенциальный вывал!).
4. Гипотеза сводообразования М.М. Протодьяконова.
 Над выработкой
образуется свод обрушения высотой
Над выработкой
образуется свод обрушения высотой    , а в стенах – призмы сползания (Кулон).
  , а в стенах – призмы сползания (Кулон). 
Высота свода обрушения
 Угол наклона пл-тей скольжения к вертикали:   
       
   - «кажущийся» угол внутреннего трения.
  - «кажущийся» угол внутреннего трения.

Гипотеза проф. М.М. Протодьяконова основана на предположении, что свод
давления, образующийся над выработкой, располагается в толще однородных
грунтов. 
В действительности скальные грунты, в которых наиболее часто сооружают тоннели, как правило, являются трещиноватыми массивами и могут рассматриваться как однородные в исключительных случаях.
Учет трещиноватости массива см. лекцию № 4
В современном виде: f = 0.1Rс ·α,
где α - коэффициент учета трещиноватости массива.
Наложение сводов давления
Если для параллельных выработок своды давления накладываются друг на друга, горное давление определяют от общего свода.

 Теорию свода применяют в различных грунтах, если
Теорию свода применяют в различных грунтах, если (глубокое заложение). Однако ее нельзя применять при заложении тоннеля в водонасыщенных
песках (плывуны), независимо от глубины заложения.
 
(глубокое заложение). Однако ее нельзя применять при заложении тоннеля в водонасыщенных
песках (плывуны), независимо от глубины заложения. 
Недостатки теории Протодьяконова:
- не зависит от глубины заложения
- не учитывает трещиноватость гр-та.
- не учит. жесткость крепи и др.
По этому ей на смену идут модели взаимодействия «крепь - массив»!
5. Определение нагрузок от горного давления при сводообразовании и действии всего столба налегающих грунтов.

6.Определение нагрузок от собственного веса конструкций
Нагрузка устанавливается по проектным размерам и
материалу конструкций. Если это бетон, то масса обделки от ее верхней половины  распределяют
равномерно по пролету (на 1 пм длины):
        распределяют
равномерно по пролету (на 1 пм длины):   
                                            
где  - удельный вес бетона;
 - удельный вес бетона;  - объем бетона верхней половины
обделки.
  - объем бетона верхней половины
обделки.


7. Определение нагрузок от наружного гидростатического давления воды.
 Гидростатическое давление – учитывается при заложении тоннеля ниже УПВ:
Гидростатическое давление – учитывается при заложении тоннеля ниже УПВ:
В уровне верха тоннеля: 
В уровне низа тоннеля: 
где    - удельный вес воды,
кН/м3;                                      .
   - удельный вес воды,
кН/м3;                                      .                    - коэффициент
противодавления.
- коэффициент
противодавления. 
Если
учитывается гидростатическое давление, то одновременно при определении горного
давления учитывается взвешенное действие воды, принимая удельный вес грунта во
взвешенном состоянии: 
где  
 -
удельный вес скелета грунта;
  -
удельный вес скелета грунта; - удельный вес воды;
 - удельный вес воды; 
 - коэффициент пористости грунта.
- коэффициент пористости грунта. 
9. Сейсмические нагрузки и антисейсмические мероприятия.
Сейсмические воздействия учитываются в соответствии с главой СНиП II-7-81*
Антисейсмические мероприятия предусматриваются при расчетной сейсмичности тоннельных конструкций 7,8 и 9 баллов.
Расчетную сейсмичность устанавливают в зависимости от сейсмичности р-на строительства и категории дороги (см. табл.)

Антисейсмические мероприятия
1. При трассировании: избегать участков повышенной трещиноватости, слабоустойчивых склонов, стремиться к увеличению глубины заложения;
2. Отдавать предпочтение монолитным конструкциям с армированием их в слабых грунтах: в сборных конструкциях стремиться к укрупнению элементов и омоноличиванию их стыков;
3. При расчетной сейсмичности 7 баллов обделка должна быть обязательно (можно из анкеров и набрызгбетона),
При 8 и 9 баллах обделка должна быть замкнутой!
4. По длине тоннеля необходимо устраивать антисейсмические швы для компенсации смещений обделки.
10. Взаимодействие тоннельных крепей с окружающим горным массивом. Определение нагрузок от горного давления в режиме взаимовлияющей деформации.
В начальном гравитационном поле напряжений массив находится в равновесии, которое нарушается под влиянием проходки выработок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.