Механика грунтов: Методические указания к выполнению курсовой работы

Страницы работы

Содержание работы

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

К.В. КОРОЛЕВ, В.В. БЕССОНОВ

МЕХАНИКА ГРУНТОВ

Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов специальности «Мосты и тоннели» и

«Строительство железных дорог»

НОВОСИБИРСК 2009


УДК  624.131.5 (07)

      Механика грунтов:

Метод. указ. к выполнению курсовой работы для студентов специальности «Мосты и тоннели» и

«Строительство железных дорог» / Сост. К.В. Королев, В.В. Бессонов. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009. –    с.

            В настоящих методических указаниях изложены рекомендации о по­рядке расчетов устойчивости подпорных стенок, устоев мостов и их осно­ваний, шпунтовых ограждений с учетом требований Строительных норм и правил по обеспечению этой устойчивости. Приводятся соответствующие расчетные схемы и формулы.

      Методические указания утверждены к печати на заседании кафедры «Геология, основания и фундаменты»

Ответственный редактор канд. техн. наук, доц. Караулов А.М.

Рецензенты:

      канд.техн.наук, доц. кафедра «Строительные конструкции и здания на железнодорожном транспорте» СГУПС Неустроев А.Я.,

Ген. директор ООО НПЦ «Фундамент» Лубягин А.В.

Королев К.В., Бессонов В.В., 2009

Сибирский государственный

университет путей сообщения, 2009

Содержание

1

Общие положения

2.

Давления грунта на подпорные стенки

3.

Состав курсовой работы

4.

Расчёты устойчивости подпорной стенки

4.1.

Расчёт активного и пассивного давлений грунта на подпорную стенку

4.2.

Расчёт устойчивости стенки против сдвига в плоскости подошвы

4.3.

 Расчёт устойчивости стенки против опрокидывания

4.4.

Расчёт устойчивости основания стенки против сдвига по круглоцилиндрическим поверхностям скольжения

5.

Расчёт устойчивости устоя

5.1.

Расчёт активного и пассивного давлений грунта на грани устоя

5.2.

Расчёт устойчивости устоя против сдвига в плоскости подошвы

5.3.

Расчёт устойчивости устоя против опрокидывания

5.4.

Расчёт устойчивости основания устоя против сдвига по круглоцилиндрическим поверхностям скольжения

Литература

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          Механика грунтов является теоретической базой для фундаментостроения и включает расчетно-теоретические основы взаимодействия сооружений с грунтовыми массивами, которые используются как основания этих сооружений или как среда, в которой возводятся те или иные инженерные конструкций.

          При оценке взаимодействия сооружений с грунтовыми массивами важное практическое значение имеют вопросы прочности и устойчивости грунтов и давления их на ограждения. Выполнение курсовой работы призвано способствовать закреплению теоретических знаний студентов в первую очередь по этим разделам механики грунтов, а также в приобретении ими практических навыков в расчетах устойчивости сооружений и их оснований.

          Особую группу сооружений с точки зрения характера взаимодействия их с грунтовыми массивами представляют подпорные стенки.

          Подпорными стенками называют сооружения, поддерживающие перепад грунта. Они широко используются в промышленном, гражданском, гидротехническом и транспортном строительстве. К примеру, на рис. l.1 показана подпорная стенка, ограждающая железнодорожный путь от возможного сползания или обрушения недостаточно устойчивого склона. Подпорные стенки такого назначения довольно часто устраи­вают при прокладке железнодорожного пути в гористой местности на склонах гор или в подходных выемках у тоннелей. На рис. 1.2 изображена подпорная стенка, входящая в состав конструкции противолавинной галереи.

          Функции подпорных стенок выполняют подвальные части стен зданий, порталы тоннелей открылки водопропускных труб под насыпями дорог. Своеобразными подпорными стенками являются устои мостов (рис. 1.3).

Рис. 1.1. Массивная  подпорная стенка, ограждающая железнодорожный путь

Рис 1.2. Подпорная стенка в составе противолавинной галереи

После возведения подпорной стенки или в процессе ее возведения за нею, а иногда и перед ней укладывают с уплотнением песчаный грунт. Этот грунт принято называть засыпкой или обратной засыпкой.

Рис 1.3. Типы уcтоев мостов: а – необсыпной; б – обсыпной

2.  ДАВЛЕНИЯ ГРУНТА НА ПОДПОРНЫЕ СТЕНКИ

          Давление грунта σ0, действующее на неподвижную подпорную стенку, называют давлением покоя (рис. 2.1,а). Оно определяется по формуле

,                                                      (2.1)

где γ – удельный вес грунта; z – расстояние от поверхности грунта до точки, где определяется давление покоя; ξ0— коэффициент давления  покоя, зависящий от коэффициента Пуассона ν грунта в соответствии с выражением

                                                                  (2.2)

          Однако совершенно неподвижных подпорных стенок практически не бывает. Под действием давления грунта под­порная стенка получает смещение и одновременно деформируется. Вследствие этого контактная поверхность между грунтом и подпорной стенкой перемещается в ту или другую сторону. Если контактная грань подпорной стенки перемещается в сторону от примыкающего  грунта, то давление грунта уменьшается в сравнении с давлением покоя до некоторого предельного значения σa(рис. 2.1,б), Такое давление называют активным. Если же контактная грань подпорной стенки надвигается на прилегающий грунт, то давление грунта на подпорную стенку возрастает по сравнению с давлением покоя до максимально возможной величины σр.Такое давление называют пассивным (рис. 2.1, в). Характер изменения давления грунта σ в зависимости от перемещений подпорной стенки u показан на рис. 2.2.

         Рис. 2.1. Давления грунта на ограждение: а — давление покоя; б — активное давление; в—пассивное давление

         Рис. 2.2. Изменение давления грунта на стенку в зависимости от перемещениястенки: а – в случае активного давления; б – в случае пассивного давления.

         Для подпорных стенок с гладкими вертикальными контактными гранями при горизонтальной поверхности засыпки интенсивность активного и пассивного давления грунта определяется по формулам

;                                                (2.3)

;                                               (2.4)

где с – удельное сцепление грунта; λa, λp – коэффициенты активного и пассивного давлений, которые вычисляют по формулам

                                                   (2.5)

                                                  (2.6)

здесь φ – угол внутреннего трения грунта.

          Наличие сплошной равномерно распределенной нагрузки р на поверхности засыпки увеличивает давления:

1) активное — на рλа;

2) пассивное — на рλр.

          Влияние местной нагрузки, находящейся на поверхности засыпки, на величину бокового давления грунта не остается постоянным по глубине засыпки, а затухает с возрастанием глубины.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0