Классификация тоннелей по назначению, расположению и способам сооружения. Требования к плану трассы ж.д. тоннеля. Требования к профилю трассы автодорожных тоннелей. Наземная геодезическая и подземная маркшейдерская основа трассы тоннелей, страница 2

К техническим показателям относятся длина возд. линии < 0 , длина трассы L, коэффициент разв. линии , протяж. прямых и кривых участков, протяж. участков с максимальным уклоном, сумма углов поворота к линиям радиусы кривых ,∑ преодолев. высот.

Объемные показатели: объемы земляных работ (насыпи, выемки); кол-во искусственных сооружений; объемы стр. монтажных работ.

Экономические показатели: строит. стоимость А (млн. руб), эксплуат. затраты Э (млн. руб./год), нормат. срок окупаемости сор. Т (для ж.д. Т=10 лет). Для каждого варианта определяют привед. стоимость

к=А+ЭТ, млн. руб;

вариант, у которого к = min является экономически предпочтительным.

Если строительные затраты растянуты на несколько лет, «к» определяют по более сложной формуле, учитывающей «отдаленность» затрат.

Вариант выбирают по совокупности техн., объем. и экон. показателей.

13. Альтернативные варианты трассы и их технико-экономическое сравнение.

Тоннели, пересекающие гонные отроги или мысы, называются мысовыми.

Тоннели, пересекающие горные цепи и водоразделы, называют перевальными  и подразделяются на базисные и вершинные. При проектировании трассы обычно рассматривают те и другие варианты как альтернативные.

На подходах к тоннелю наклон местности увеличивается, и приходится увеличивать продольные уклоны, приближая их к руководящему (директивному, макс. разрешенному) уклону  , или к уклону кратной тяги , или к максимальному  (для автодорог). Для этого вычисляют раствор циркуля  :

 (перевести в масштаб плана);  - сечения горизонталей; - рук. уклон;   ~0,5-1‰- смягчение уклона в кривых.

При повыш. крутизны откосов, шагая с горизонтали на горизонталь, принимается «напряженным ходом» по косогору – верш. выр-т.

Альтернатива – преодол. в/раздела « в лоб» с миним. отклонением от прямой.

В результате получаем верш. и базисный варианты. Их  и Ө:

Базисный (вариант 1): : ;  меньше кривых, их р-сы больше, лавиноопасн. уч. меньше, усл. эксплуатации лучше! экспл. затрат меньше.    Ө  : ! Стр. стоимость выше.

 Вершинный (вариант 2) – наоборот! Подходы дороже! Поэтому выбор – на основании т.-эк. сравнения вариантов.

14. Выбор мест расположения порталов.

Портал предназначается для архитект. оформления входа в тоннель и закрепления любого откоса.

Переход от откр. выемки к порталу д.б. в том месте, где стоим. 1 пм выемки = стоим. 1 м тоннеля. Практически это соответствует глубине выемки  в слабых грунтах () и ~20-22 м в скальных уст. грунтах f≥10.

Виды порталов:

Конструкция портала зависит от состояния грунтов на склонах горного массива и подходах к тоннелю: а – врезные; б – наклонные с торцевой подпорной стенкой; в – с выносной подпорной стенкой и искусственной засыпкой части тоннеля.

15. Габарит "С" по ГОСТу 9238-83

Все транспортные сооружения проектируют, исходя из габаритов приближения строений.

Габаритом приближения строений называется r оси пути предельный  контур,  внутрь которого не должны заходить  никакие части соор. и устройств, за исключением частей подвески Конт. сети, взаимно действующих с токосъемником локомотива.

Габарит на кривой

В ждт действует габарит «С» испоьз. на сети ж. дорог (ГОСТ 9238-83).

При проектировании используют габарит С приближения строений жд дорог колеи 1520мм (ГОСТ 9238-83) с шириной междупутья на прямой 4100мм. Высоту габарита С и его ширину поверху назначают в зависимости от конструкций подвески контактного провода. В сети с напряжением 1,5-25 кВ для контактной подвески с несущим тросом принимают Н=6400мм (b=2040мм), без  несущего троса Н=6250мм (b=2240мм).

16. Габарит приближения строений 2-путного ж. д. тоннеля на прямой.

Для 2-путных  используется тот же габарит (что и «С»), но со вставкой  между  осями путей.

17. Габарит приближения строений 1-путного ж. д. тоннеля на кривой.

На кривых участках пути габарит приближения строений должен быть увеличен с учетом выноса концов и середины вагона в стороны от оси пути и его наклона, обусловленного возвышением h наружного рельса, который назначают в зависимости от наибольшей скорости движения, допускаемой на кривой данного радиуса (на кривых радиусом 1500 и менее h=160мм).

18.Габарит приближения строений автодорожного тоннеля 1 категории на прямой.

На ад действует габарит прибл. строений адт по ГОСТу 24451-80 (для прямых и кривых  размеры Г увеличивают с внутренней стороны кривой в соответствии с данными таблиц):

I категория дорог:

Ширина проезжей части при длине тоннелей: l<300м – Г=9000;                l>300м – Г=8500.

Служебный проход П= 2х750

Защитная полоса З= «-»

19. Габарит приближения строений автодорожного тоннеля III катего­рии на прямой.

На ад действует габарит прибл. строений адт по ГОСТу 24451-80 (для прямых и кривых  размеры Г увеличивают с внутренней стороны кривой в соответствии с данными таблиц):

III категория дорог:

Ширина проезжей части при длине тоннелей: l<300м – Г=8500;                l>300м – Г=8000.

Служебный проход П= 750

Защитная полоса З= 500

1.  В СНиП 32-04-97 указано, что при разнонаправленном движении служебные проходы должны быть с обеих сторон тоннеля. Это значит , что для тоннелей III кат вместо «З» тоже надо откладывать «П», т.е. принимать контур как для II кат.

2.  СНиП 32-04-97 исходит из того, что в адт  могут устраиваться остановочные полосы. Это значит, что размер Г должен быть увеличен на 2500 мм. Если такие полосы отсутствуют, необходимо предусмотреть местные уширения через каждые 750 м с площадками для авар. остан. транспорта; ; при двустороннем движении площ. распол., с каждый стороны тоннеля, а размер Г увеличивают в на 2750 мм в местах площадок.

20. Уширение габаритов автодорожных тоннелей на кривой.

Габарит увеличивают, увеличивая дополнительный наклон транспортных средств на вираже, смещая точки габарита над служебными полосами в сторону центра кривой на величину, мм,

где h=4000 мм – расчетная высота транспортного средства;  - поперечные уклоны проезжей части, соответственно, на вираже и на прямой в тысячных.

На кривых  и менее габариты уширяют ( нормы – как для открытых участков, см. СНиП и «А.д.», или по табл.).

Величина уширения  пр. части при  приводится в табл, (МУ,ч1,стр.10).

Кроме того в адт над габаритом следует предусматривать пространство для размещения продольных вентиляционных каналов и вент-оборудования.

Увеличение производят смещая по горизонтали на величину Δ точки габарита над служебной полосой.