Электрические нагреватели для отопления вагонов, страница 4

                       Рв =pcp Vн (tп-tн)                                 ( 5 )                                                           

где    р - плотность воздуха, кг/м3;

ср - удельная теплоемкость воздуха при постоянном давлении;

Vh- объем наружного воздуха, подаваемого в вагон, м3/с ;

tn-температура подаваемого воздуха, К.

Плотность и удельная теплоемкость воздуха меняются с изменением температуры. Однако для практических расчетов можно принять значение с =1006 Дж/кг К постоянным, что соответствует температуре 273 К (0 °С). Для определения плотности воздуха при расчетной температуре можно воспользоваться уравнением

                                                            ( 6 )

где     р0=1,29 кг/м3 - плотность воздуха при О °С и давлении 760 мм рт.ст. (760x133=101080 Па);

t - температура воздуха, ° С.

Расчетную плотность, значение которой подставляется в уравнение (5), можно выбирать как среднюю между ее значениями, соответствующими температурам воздуха снаружи и внутри вагона.

Объем подаваемого наружного воздуха в м3/с может быть найден как произведение устанавливаемой ГОСТ 12406-79 нормы подачи на одного пассажира (20 м3/ч в зимнее время) на количество пассажиров п в вагоне, т.е.

                        ( 7 )

Г. Мощность, расходуемая на горячее водоснабжение   для удовлетворения личных нужд пассажиров (мытье посуды, душ и пр.), Вт,

PГ.В=nQc(tkt0)                 ( 8 )

где    Q- расход воды на пассажира, кг/с;

с - удельная теплоемкость воды, равная 4190 Дж/кг К;

tx-температура нагрева воды, К;

to~ начальная температура воды, К.

Д. Количество тепла, выделяемого пассажирами в единицу времени, Вт,

                                                  ( 9 )

где    q- количество ощутимого тепла, выделяемого в среднем одним пассажиром в единицу времени, Вт.

Количество тепла, выделяемое человеком, зависит от окружающей температуры и от интенсивности выполняемой им работы. Для рассматриваемых условий при tв=20 °С можно принять q=87 Вт. Среднюю заселенность вагона следует считать равной 70-80 % от количества мест.

Е. Мощность тепловой энергии, выделяющейся при работе вагонного оборудования (электрические машины, коммутационные аппараты, лампы накаливания и др.), может быть принята равной Р0 =1,5-2 кВт.

Мощность системы отопления Рэн вместе с составляющими по пунктам Д и Е должна скомпенсировать потери тепла, рассчитываемые по уравнениям (3) - (8). С учетом сказанного, уравнение для определения потребной (расчетной) полезной мощности электрических нагревателей вагона может быть записано в виде

                  Рзн.рп.вфвГ.В-(Рп0)       ( 10 )

Пример: Расчет и выбор электронагревателей для пассажирского вагона, расчитанного на работу при скоростях движения до 160 км/ч и температурах наружного воздуха до  -40 0С.

Решение. По уравнению (3) находим мощность тепловых потерь через ограждающие конструкции вагона, приняв к=1,15 Вт/м2К, F=270 м2 и tв =200С по ГОСТ 12406-79

          

Потери от инфильтрации наружного воздуха находим по уравнению (4)

              

При определении мощности, требуемой для подогрева наружного воздуха, подоваемого вентиляционной системой вагона находим по уравнению (5) примем

- расчетную плотность воздуха

Так как на основании уравнения (6) при -400С ρ-40=1,51 кг/м3, а при -200С ρ+20=1,2 кг/м3

- количество пассажиров n=(36+2) (с учетом двух проводников)

- объем подаваемого наружного воздуха на основании уравнения (7) Vн=0,21 м/с.

Получаем

Мощность, расходуемую на горячее водоснабжение определяем по ур-ю (8) где:

Q=4 кг/ч или Q=0,001 кг/с расход воды на пассажира

tk=500C температура нагрева воды

t0=200C начальная температура воды

Получаем

Тепло выделяемое пассажирами при заселенности вагона 80%, на основании уравнения (9) будет равно   

Учтено, что проводники всегда находятся в вагоне. Мощность тепловой энергии, выделяемой вагонным электрооборудованием, примем Р0=2 кВт. С учетом всех составляющих потребная полезная мощность электрических нагревателей составит     

РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕМЕНТОВ СХЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ.

а) Определение количества, выбор типа и схемы включения нагревателей

Установив с помощью вышеприведенной методики потребную мощность электрического отопления, можно переходить к выбору типа ЭН, определению их общего требуемого количества и к компоновке схемы соединения.

При выборе отдельных ТЭН или скомпонованных на их основе готовых приборов отопления (калориферов и электрических печей, выпускаемых промышленностью) необходимо учитывать:

условия работы и допустимую при этом поверхностную мощность

напряжение источника питания

условия, имеющиеся для размещения элементов отопления и накладывающие ограничения на конструкцию и размеры ЭН.

Учитывая номинальную мощность Рн выбранного ЭН, можно найти требуемое их общее расчетное количество

Nобщ.р=                      ( 11 )

Если номинальное напряжение Uип.н источника питания более чем в два раза превышает номинальное напряжение UH выбранного нагревателя, то их включают последовательно. Расчетное количество последовательно включаемых элементов находится как

                                          ( 12 )

Расчетное количество параллельных цепей определится в этом случае как

                                          ( 13 )

 Полученные дробные значения в уравнениях (12) и (13) целесообразно округлить до большего целого числа. При этом по сравнению с расчетными увеличится и число последовательно включенных элементов (Nc>Nc), и количество параллельных цепей (Nn>Nn). Общее количество нагревателей в установке окажется также больше расчетного (Noбщ>Noбщ.р ), так как

Noбщ=Nс Nп                 ( 14 )

В результате этого общая мощность отопительной системы при номинальном напряжении источника питания может отличаться от требуемой. Поэтому необходимо оценить реальную мощность установки при номинальном напряжении. Для этого в первую очередь следует найти значение мощности каждого элемента.