Расчет серийного тягового электрического двигателя НБ – 514 и проверка оптимальности выбора параметров активного слоя его якоря, страница 4

7.3.  Коэффициент воздушного зазора ([1] стр. 154).

7.4.  Ширина наконечника дополнительного полюса:

7.5.  Ширина сердечника.

Индукцию в сердечнике дополнительных полюсов при часовом режиме не следует допускать:

во избежание их насыщения.

Принимаем  тогда:

где  – коэффициент рассеяния дополнительных полюсов, равный 2÷3, принимаем

7.6.  Намагничивающая сила катушки:

где  – МДС реакции якоря под серединой дополнительного полюса:

 – МДС компенсационной обмотки:

 – падение МДС в воздушном зазоре со стороны якоря:

где  – коэффициент, учитывающий производственные отклонения в величине зазора, принимаем

 – падение МДС в воздушном зазоре со стороны остова:

Тогда:

7.7.  Число витков катушки дополнительного полюса:

7.8.  Полученный результат меньше заводского значения  витков.


Шаг 8. Оценка потенциальных условий на коллекторе ТЭД.

8.1.  Среднее межламельное напряжение:

где  - расчетное напряжение, В;

 - число коллекторных пластин.

8.2.  Коллекторное деление:

Полученное значение больше минимального по конструктивным и технологическим соображениям ([1] стр. 62 формула 2.12)

8.3.  Максимальное значение коэффициента искажения ([1] стр. 50):

а) режим полного возбуждения:

где   – коэффициент полюсного перекрытия.

б) режим ослабленного возбуждения при βmin р = 0,37:

8.4.  Действительное межламельное напряжение при заданном  Uдр = 800 В.

8.5.  Максимальные межламельные напряжения при отключенной компенсационной обмотке:

при полном возбуждении:

при ослабленном возбуждении (βmin р = 0,41):

8.6.  Максимальные межламельные напряжения при включенной компенсационной обмотке:

при полном возбуждении:

при ослабленном возбуждении (βmin р = 0,41):

8.7.  Таблица для расчета потенциальной диаграммы при отключенной компенсационной обмотке.

где ;

 - действительная (геометрическая) полюсная дуга:

при равномерном воздушном зазоре геометрическая полюсная дуга главного полюса

Результаты остальных расчетов сводим в таблицу 4.

Таблица 4.

x/bp

0

0,25

0,5

0,75

1,0

Bxн, Т

0,836

1,31

1,78

2,26

2,73

ΔUkx, В

21,2

33,2

45,1

57,3

69,2

Bxн min, Т

-0,776

0,5035

1,78

3,063

4,34

ΔUkx min, В

-19,7

12,8

45,1

77,7

110,0

8.8.  Таблица для расчета потенциальной диаграммы при включенной компенсационной обмотке.

так как

Таблица 5.

x/bp

0

0,25

0,5

0,75

1,0

Bxн, Т

1,78

1,78

1,78

1,78

1,78

ΔUkx, В

45,1

45,1

45,1

45,1

45,1

Bxн min, Т

1,78

1,78

1,78

1,78

1,78

ΔUkx min, В

45,1

45,1

45,1

45,1

45,1

Потенциальные диаграммы изображены на рис. 7.

8.9.  Вывод о потенциальной напряженности заданного ТЭД.

Вероятность возникновения кругового огня при отключенной компенсационной обмотке резко возрастает, особенно при ослабленном возбуждении.


Шаг 9. Расчет и построение характеристик n(Iя) и V(Iя).

9.1.  Заполнение таблицы 6.

где  – коэффициент увеличения сопротивления меди при ожидаемой температуре  по отношению к сопротивлению при 20˚С;

 – температурный коэффициент сопротивления меди ([1], стр. 185).

Частота вращения при неизменном :

значения  определяем по рассчитанной на шаге 5 магнитной характеристике.

Скорость на ободе колеса:

где  – диаметр бандажа колесной пары;

 – передаточное число зубчатой передачи.

Результаты расчетов заносим в таблицу 6.

Таблица 6.

200

192

8,9

791,1

0,3905

2026

114

400

384

17,8

782,2

0,746

1048

58,8

600

576

26,7

773,3

0,951

813

45,6

800

768

35,6

764,4

1,069

715

40,1

1000

960

44,5

755,5

1,14

663

37,2

1200

1152

53,4

746,6

1,18

633

35,5

1400

1344

62,3

737,7

1,19

620

34,8

Результаты остальных расчетов заносим в таблицу 7.

Таблица 7.

ПВ

ОВ

ПВ

ОВ

200

540

8,9

20,2

2026

1997

114

112

300

811

13,3

30,3

1375

1345

77,1

75,4

400

1081

17,8

40,4

1048

1018

58,8

57,1

500

1351

22,2

50,5

900

867

50,5

48,6

600

1622

26,7

60,7

813

777

45,6

43,6

9.2.  Построение расчетных характеристик для режимов полного и ослабленного возбуждения n(Iя) и V(Iя) для режимов ПВ и ОВ по данным табл. 6 и 7 (рис. 8).

9.3.  Пересчет заводских данных на расчетное напряжение Uдр = 1100 В.

где

Результаты остальных расчетов сводим в таблицу 8.

Таблица 8.

300

92

77,3

77,1

0,259

400

75

63,0

58,8

6,67

500

66

55,3

50,5

8,68

600

58

48,6

45,6

6,17

700

54

45,2

42,3

6,42

800

51

42,6

40,1

5,87

880

48

40,1

38,7

3,49

График зависимости Vр(Iя) изображен на рис. 8.

9.4.  Причины расхождения расчетных и заводских значений:

а) графический метод определения CnФ по кривой CnФ(Iв);

б) приближенность вычислений всех факторов, участвующих в расчетах.


Шаг 10. Расчетные характеристики КПД двигателя

([1], стр. 155).

10.1.  Заполнение таблицы 9.

Значения I и n берем из табл. 6.

КПД определяем по формуле:

где  – сумма потерь, Вт: