Стратегическое позиционирование фирмы, анализ макросреды и модель Портера, страница 2

Дифференциация товара – фирмы старожилы обладают такими преимуществами, как лояльность потребителей и узнаваемость бренда (сигареты, зубная паста, батарейки).

Доступ к каналам сбыта – розничные торговцы неохотно приобретают продукты новых фирм-изготовителей.

Правительственные и законодательные барьеры: лицензии (такси, банковские услуги, телерадиовещание); защита интеллектуальной собственности (патенты, авторские права).

Факторы внутриотраслевой конкуренции:

·  концентрация,

·  разнообразие конкурентов,

·  специализация товаров,

·  избыточные мощности,

·  барьеры на выход

·  издержки

Факторы, определяющие рыночную власть покупателя:

·  концентрация покупателей по отношению к компаниям-продавцам(чем меньше число покупателей и больше объем их закупок, тем выше «перелив» прибыли в их сторону

·  количество покупателей

·  издержки переключения покупателей по сравнению с такими издержками продавца

·  информированность покупателей (чем лучше информированы покупатели о ценах и затратах своих поставщиков, тем выше их склонность торговаться)

·  способность к вертикальной интеграции (существует ли у покупателя альтернатива – найти другого продавца или сделать все самому)

Чувствительность покупателя к цене:

·  Отношение цены к общему количеству закупок

·  Различия в товарах конкурентов

·  Узнаваемость бренда

·  Воздействие на качество и технические характеристики продукта

·  Доходы покупателей

·  Мотивы принятия решения

Рыночная власть поставщиков:

l  Дифференциация вводимых факторов производства

l  Издержки переключения поставщиков и компаний отрасли

l  Наличие продуктов заменителей

l  Концентрация поставщиков на рынке

l  Объем поставок, необходимый поставщику

l  Затраты на поставки по отношению к общему объему закупок в отрасли

l  Воздействие вводимых факторов производства на общую сумму затрат и дифференциацию продукта

l  Угроза интеграции последующих и предыдущих стадий производства компаний отрасли

Сотрудничество

Истоки – японские «кейретсу» («группы-семьи») – холдинговые компании без юридического оформления прав собственности (американский термин – «альянсинг»).

Базовые модели сотрудничества:

По цепи поставок (отказ от неэффективных видов деятельности)

На основе способностей (повышение эффективности существующих видов деятельности)

На основе предложения (новый товар/услуга)

Конкурентное («Emirates»/«Budget»)

Отношения сотрудничества:

l  Правильный выбор партнера

l  Формирование общих целей и ценностей (цели должны быть более значимыми, чем конфликт интересов)

l  Общее планирование

l  Общая оценка результатов

Управление в сетевой экономике:

l  Сохранение контроля над стратегией и управлением партнерами

l  Эффективная эволюция партнерских отношений (вплоть до слияния при успехе или «развода» при неудаче)

l  Умение поставить на «правильную» лошадь (например, авиаальянсы – «OneWorld», «Star Allianz» или «Sky Team»)

Сложности определения границ отрасли:

l  «мини-отраслей» (конкретные товарные рынки)

l  товары-заменители (размытие границ отраслей)

l  заменимость со стороны спроса (рекреационные услуги: туризм, отдых на курортах, развлечения в общественных местах, отдых дома-книги, фильмы, видеоигры, музыка и т.д.)