Стратегическое позиционирование фирмы, анализ макросреды и модель Портера, страница 3

l  заменимость со стороны предложения – многоцелевое использование производственных мощностей (холодильники – стиральные машины)

l  географические границы рынка: локальный, региональный, национальный, глобальный

«Зонтичный» анализ: от конкретных товарных групп до агрегированных и сопряженных отраслей в глобальном масштабе.

Анализ клиентов

Алгоритм:

1. Составление списка клиентов в порядке убывания выручки от каждого клиента

   (правило – 20/80)

2. Анализ гипотетического роста выручки от значимых клиентов (в следующем году,  за три года и т. д.)

3. Сопоставление доходов и расходов от ключевых клиентов

4. Обобщение информации о клиентах:

 - типы людей (пол, возраст, доход)

 - география (где живут, где работают)

 - категории (виды и размеры компаний)

 - пользовательские типы (каким образом люди обращаются за вашим продуктом и как извлекают из него выгоду)

 - порог ценовой чувствительности

 - почему клиент приобретает ваши товары?

 - почему клиент предпочитает ваши продукты аналогичным товарам конкурентов?

 - насколько довольны клиенты вашими услугами?

 - кто принимает решение о приобретении ваших товаров или услуг?

Сегментация рынка – анализ конкретных товарных рынков, декомпозиция отрасли.

Сегментация на основе поведенческого подхода:

l  Типы пользователей (постоянные, не пользующиеся, потенциальные)

l  Чувствительность к цене (бюджетные, ориентированные на качество)

l  Частота потребления (высокая, средняя, низкая)

l  Приверженность марке (приверженные, неудовлетворенные, экспериментаторы)

Сегментация товаров производственного назначения:

l  Тип отрасли

l  Позиция в отрасли

l  Размер компании

l  Применяемая технология

l  Политика приобретения

l  Конечное использование

Цель стратегической сегментации – приведение ресурсов фирмы в соответствие с восприятием покупательской ценности сегментов.

Заключительный этап сегментации – стратегическое позиционирование товаров и услуг фирмы относительно предложений конкурентов.

Этапы анализа рыночной сегментации:

1. Определение переменных сегментации (покупатели/продукция)

2. Матрица сегментации (индивидуальные сегменты на основе двух- или трехмерных матриц)

3. Анализ привлекательности рыночного сегмента (применима модель Портера)

4. КФУ в сегменте

5. Выбор широты охвата рыночных сегментов (стоит ли специализироваться)

Горизонтальная сегментация – рынки разделяются по товарам, географическому положению и группам покупателей.

Вертикальная сегментация – по стадиям процесса в цепочке создания ценности; определение прибыльности деятельности  по переделам.

Анализ конкурентов

Основные вопросы:

l  Кто ваши конкуренты?

l  Какие продукты/услуги они предлагают?

l  Какую долю рынка они занимают?

l  Как они добиваются успеха?

l  Откуда у них преимущество в цене?

l  Каково их нынешнее финансовое положение?

l  Чем они будут заниматься дальше?

Анализ потенциальных конкурентов:

l  Кто ваши потенциальные конкуренты?

l  Насколько вероятно, что они проникнут на рынок?

l  Что они сделают, чтобы переманить ваших клиентов?

l  Насколько велика эта угроза?

Расширенный отраслевой анализ:

Модель Портера + Комплементарные товары + Конкурентная динамика

Комплементарные товары увеличивают стоимость базовых, но потребительскую стоимость составляет вся система. Проблема: как совокупная стоимость распределяется между производителями (пример: компьютеры и программное обеспечение).