Экономические и социальные интересы пайщиков потребительской кооперации как основа формирования ее социально-экономических функций, страница 2

Нам представляется, что социальный интерес - - это выражение стремления человека в любой ситуации сохранять относительно ус¬тойчивое, достойное положение в обществе, пользоваться по крайней мере минимумом тех материальных и духовных благ, которые может ему предоставить современная цивилизация. Иначе говоря, чисто экономическая целесообразность не всегда может определять воз¬можность, а также количественный и качественный уровень доступа к тем или иным материальным, а также духовным благам. Современ¬ный человек, в какой бы экономической ситуации он ни оказался, может и должен рассчитывать на то, что минимум его интересов как члена цивилизованного общества может и должен быть удовлетворен. В связи с этим можно упомянуть общеизвестную для всех более или менее знакомых с историей и теорией кооперации истиной: главной причиной возникновения кооперативов 150-200 лет назад как раз и было стремление определенных групп людей, относительное благо¬состояние которых было разрушено процессом первоначального на¬копления капитала, избежать для себя и своих семей перспективы падения на "дно общества". Ради этого в какой-то мере жертвовали одним из кумиров рыночной экономики — прибылью. В условиях рыночных реформ, проводящихся ныне в нашем отечестве, выше¬упомянутые моменты также актуальны, а реальные социальные инте¬ресы пайщиков потребкооперации и обслуживаемого ею населения налицо.

Проблема экономических и социальных интересов в деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации неодно¬кратно затрагивалась в научной литературе. Различные подходы по данному вопросу были, на наш взгляд, довольно удачно систематизи¬рованы в кандидатской диссертации Е. Л. Масловой [4]. В ее иссле-

довании были рассмотрены интересы членов-пайщиков потребкоопе¬рации СССР конца 80-х гг. в разрезе отдельных групп пайщиков. Ис¬следователь подразделила комплекс интересов на экономические и социальные. К первой группе были отнесены интересы пайщиков-потребителей (в их число вошли обеспечение надлежащего качества товаров, защита от повышения цен, удовлетворение потребностей в товарах и продуктах питания через кооперативную торговлю), инте¬ресы пайщиков-владельцев личных подсобных, крестьянских, фер¬мерских хозяйств (проявляющиеся через удовлетворение потребно¬стей в обеспечении производства и сбыта произведенной продукции, в сопутствующих услугах), интересы пайщиков-сохозяев (проявляю¬щиеся через обладание правом владения и распоряжения собственно¬стью). В числе социальных интересов пайщиков выделялись следую¬щие: удовлетворение потребности в труде, социальной защите, уча¬стие в управлении кооперативным хозяйством, удовлетворение куль¬турных потребностей.

По мнению Е. Л. Масловой, все эти интересы тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга системное воздействие. Комплекс выше¬означенных интересов касается всех групп пайщиков, обозначенных следующим образом: молодежь (16-29 лет), женщины (29-54 лет) и мужчины (29-59 лет), лица в нетрудоспособном возрасте.

Рассмотренная классификация как интересов, так и групп пайщи¬ков в целом представляется корректной и может быть использована для определения функций потребительской кооперации. Вместе с тем очевидна необходимость ряда уточнений и дополнений, которые учи¬тывали бы действительное положение вещей.

Так, к экономическим интересам, помимо обеспечения надлежа¬щего качества товаров, можно было бы отнести и обеспечение долж¬ного их ассортимента с учетом свойств контингента пайщиков и об¬служиваемого населения определенной местности. Интересы пайщи¬ков-сохозяев должны состоять не только в формальном обладании правом владения, распоряжения и пользования собственностью, но и в том, как эти права реализуются, какую материальную выгоду при¬носят.

Кроме того, целесообразно соотнести экономические интересы с конкретными группами пайщиков. Очевидно, что отмеченные выше интересы свойственны практически всем указанным группам, правда, в разной степени.

Что касается социальных интересов, то их группировка относи¬тельно структуры пайщиков не является столь однозначной. Так, по¬требность в трудоустройстве, социальной защите, образовании, куль-

туре в большей мере характерна для жителей сельской местности, молодежи и лиц пенсионного возраста. Потребность участвовать в управлении кооперативным хозяйством как способ самореализации человека через общественную деятельность можно считать характер¬ной для представителей всех групп пайщиков, причем для весьма не¬большой их части. В условиях слабого развития внугрикооператив-ной демократии, когда роль коллегиальных органов была минимизи¬рованной, чисто формальной, реализация данной потребности была невозможной.

КЛАССИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

НА МИКРО- И МАКРОУРОВНЯХ

Как уже отмечалось, основой формирования социально-экономи¬ческих функций кооперации являются не только интересы пайщиков, но и свойства самой кооперации как особой формы хозяйственной и общественной деятельности. Эти свойства наиболее адекватно выра¬жены в ценностях и принципах кооперативного движения.