Экономические и социальные интересы пайщиков потребительской кооперации как основа формирования ее социально-экономических функций, страница 4

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно по¬пытаться сформулировать систему экономических и социальных функций потребительской кооперации на макро- и микроуровне. При этом целесообразно вести речь об этих уровнях применительно не только к экономической, но и к социальной деятельности.

Экономические функции кооперативов потребительского вида на микроуровне выражают, прежде всего, интересы и цели их пайщиков и обслуживаемого населения. К числу этих функций можно отнести следующие:

•   удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого на-

селения в товарах на более выгодных условиях, чем через торговые предприятия других секторов экономики;

•         обеспечение приемлемых для пайщиков и обслуживаемого на¬

селения ассортимента и качества товаров;

•         обеспечение пайщиков и обслуживаемого населения комплек¬

сом бытовых*и иных услуг на относительно выгодных для них усло¬

виях;

•         создание благоприятных хозяйственно-экономических условий

для эффективного производства и сбыта произведенной пайщиками и

обслуживаемым населением сельскохозяйственной и иной продук¬

ции;

•         осуществление по мере необходимости расширения видов хо¬

зяйственно-экономической деятельности для удовлетворения разно¬

образных, в том числе ранее не проявлявшихся, потребностей и за¬

просов пайщиков и обслуживаемого населения (например, в кредите,

жилище и т. д.);

•         обеспечение условий для получения реальной прибыли каждым

пайщиком от функционирования капитала кооперативной организа¬

ции в соответствии с внесенными паями, закрепленными за членами

кооператива долями имущества либо на каких-то иных условиях.

К экономическим функциям потребительских кооперативов на макроуровне следует относить те, которые оказывают определенное воздействие на положение в экономике в целом, формируют макро¬экономические показатели и пропорции. Очевидно, что макроэконо¬мическими функциями потребительской кооперации являются сле¬дующие:

•         участие в формировании конкурентной среды рынка путем тор¬

говой деятельности, производства и продажи продовольственных и

непродовольственных товаров, оказания разного рода платных услуг

как пайщикам, так и другим категориям обслуживаемого населения;

•         осуществление экономических связей между производителями

сельскохозяйственной продукции (владельцами крестьянских при¬

усадебных, фермерских, личных и подсобных хозяйств, колхозами,

совхозами, сельскохозяйственными кооперативами и др.) и рынком

путем организации заготовок продуктов, их переработки и после¬

дующей реализации;

•         привлечение свободных денежных и иных средств населения в

экономику   рынка   через   формирование   капитала   кооперативных

предприятий и организаций путем сбора вступительных и паевых

взносов, выпуска акций и облигаций, прогрессивных займов и т. д.;

•         участие в функционировании рынка труда (рабочей силы) пу-

тем расширения количества рабочих мест в организациях и на пред¬приятиях потребительской кооперации.

Социальные функции потребительской кооперации также могут быть рассмотрены на уровне отдельных кооперативных организаций и народного хозяйства в целом.

В плане осуществления социальных интересов пайщиков конкрет¬ного кооператива, а также проживающего в зоне его действия обслу¬живаемого населения нужно отметить следующие социальные функции:

•         удовлетворение потребности в торговом и ином обслуживании

пайщиков, относящихся  к  социально  незащищенным  группам на

льготных для них условиях (пенсионеров, инвалидов, ветеранов вой¬

ны,  многодетных и  малообеспеченных семей, детей,  школьников

и др.);

•         организация обслуживания населения так называемых "непер¬

спективных населенных пунктов", где торговля и иная экономическая

деятельность носит заведомо убыточный характер, освобождение жи¬

телей таких населенных пунктов от чрезмерных транспортных затрат

при индивидуальной закупке в городах;

•         безвозмездная  материальная и иная помощь пайщикам в чрез¬

вычайных ситуациях;

•         проведение мероприятий по удовлетворению культурных по¬

требностей пайщиков и обслуживаемого населения;

•         материальное и организационное обеспечение получения выс¬

шего, среднего специального и профессионального образования, по¬

вышения квалификации пайщиков и членов их семей;

•         обеспечение  приоритетного  права  пайщиков  кооперативных

организаций на трудоустройство в потребительской кооперации в со¬

ответствии с их квалификацией и потребностями в кадрах;

В масштабах народного хозяйства и общества^в целом потреби¬тельская кооперация в соответствии со своими свойствами, целями и задачами также может осуществлять социальные функции. К таковым можно отнести следующие:

•         материальное и иное участие организаций и предприятий по¬

требительской кооперации в осуществлении разного рода социальных

программ, проводящихся государственными и иными организациями;

•         решение социальных проблем определенных групп населения

путем вовлечения его представителей в пайщики потребительской

кооперации;

•         определенное решение проблем безработицы и неполной заня¬

тости на местном, региональном и общегосударственном рынках тру¬

да путем создания новых рабочих мест.