Организация Объединенных Наций в международной жизни, страница 2

Группта предлагает учредить новый орган ООН - Комиссию по мирстроительству, которая определя­ла бы страны, требующие специальной опеки со сто­роны ООН, а также создать вторую должность пер­вого заместителя Генерального секретаря, ответ­ственного за вопросы мира и безопасности.

Группа рекомендует Совету Безопасности уси­лить деятельность, связанную с использованием гл. VIII Устава ООН, чтобы шире вовлекать регио­нальные организации в операции по поддержанию мира и применению принудительных мер.

Заслуживают внимания предложения по рефор­ме Комиссии по правам человека, а также пред­ложения по укреплению Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и Секретариата, активизации антитеррори­стической деятельности в рамках ООН, наращива­нию взаимодействия ООН с частным сектором и гражданским обществом

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Сегодняшняя ООН существенно отличается от той организации, которой она была более полуве­ка назад. Совет Безопасности начинался с 5 посто­янных и 6 непостоянных членов, избираемых на двухгодичный срок. За почти 60 лет своего суще­ствования  Совет  Безопасности реформировался лишь один раз. Поправка к ст. 23 Устава, принятая в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамб­леи 1991(ХУШ)А от 17 декабря 1963 г. и вступив­шая в силу 31 августа 1965 года, изменила число членов Совета Безопасности с 11 до 15, увеличив тем самым число непостоянных членов до 10. Это решение было вызвано резким увеличением числа стран-членов ООН за счет постколониальных го­сударств с 51 в 1945 году до 113 в 1963 году, а так­же необходимостью  обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе Совета Бе­зопасности. Дело в том, что до этого времени непо­стоянные члены Совета Безопасности выдвигались не от региональных групп Азии, Африки, Латин­ской Америки, Восточной и Западной Европы и других стран, как сейчас (и как, в частности, пред­лагалось некоторыми участниками конференции в Сан-Франциско), а согласно «джентльменскому со­глашению» пяти постоянных членов Совета Безо­пасности 1946 года от Западной и Восточной Евро­пы, Латинской Америки, арабских стран и Британ­ского содружества наций, где государства при не­обходимости могли переходить из одной группы в другую. Эта система к 1963 году стала несовершен­ной и была заменена выборами по региональным группам с определенными в резолюции пропорци­ями: три места для Африки, два - для Азии, два - для государств Латинской Америки и Карибского региона, два - для государств Западной Европы и других государств и одно место для государств Во­сточной Европы.   В соответствии с данным меха­низмом три развивающихся региона, включающие абсолютное большинство государств-членов ООН, получили семь из пятнадцати мест в Совете Безо­пасности. Следует отметить, что компетенция Сове­та Безопасности и права его членов в результате по­правки остались незатронутыми, что послужило основанием для некоторых государств считать ре­форму недостаточной.

Результатом реформы 1963 года в политическом смысле стало увеличение влияния в ООН неприсое­динившихся стран, которые, составляя большинство и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопаснос­ти, все чаще оставляли западный блок в меньшин­стве. Статистика применения права вето за 1965-1990 годы показывает, что США и их союзники были вынуждены им пользоваться чаще, чем Совет­ский Союз.

Необходимо отметить, что длительное время на работу Совета Безопасности налагала свой отпечаток неоднократным применением вето или угрозой его применения «холодная война» между США и СССР. Только в период 1946-1950 годов вето в Совете Безопасности применялось 49 раз,  в том числе в 47 случаях Советским Союзом.

Биполярная политическая система, которая су­ществовала после Второй мировой войны и до кон­ца 80-х годов прошлого столетия, была хорошим механизмом по урегулированию всевозможных конфликтов в различных регионах мира путем созда­ния с помощью СССР и США баланса сил противо­борствующих сторон, а возможность пяти постоян­ных членов налагать вето на решения Совета Безо­пасности по учреждению новых миротворческих операций предохраняла ООН от вмешательства в большинство войн и конфликтов того времени. С 1945 по 1990 годы право вето было использовано 279 раз, а в последующие три года - ни одного раза. СССР и США предпочитали решать свои междуна­родные проблемы без ООН самостоятельно. Дея­тельность ООН в сфере сохранения мира и безопас­ности упала до самой низкой отметки в результате охватившего Совет Безопасности ООН «паралича». Система коллективной безопасности в таких услови­ях функционировать не могла. Дело, конечно, не дошло до ядерной войны, однако это является в пер­вую очередь заслугой самих сверхдержав, а не ООН,  поскольку они понимали, что победителя в такой войне быть не может. Вместе с тем происходило бес­численное количество так называемых локальных конфликтов в странах «третьего мира», которые Организации не удалось предотвратить.

С окончанием «холодной войны» и соперниче­ством между сверхдержавами идеологические раз­ногласия между Западом и Востоком перестали препятствовать деятельности ООН. Активно и пол­ноценно заработал Совет Безопасности ООН. Совпа­дение мнений постоянных членов Совета Безопас­ности по проблеме урегулирования региональных конфликтов снизило возможность наложения вето, что позволило резко увеличить масштабы миротвор­ческих операций ООН.