Ценообразование и контроль за ценами в организациях розничной торговли

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

2. Организация и методика учёта реализации товаров розничной торговли, пути их совершенствования

2.1. Ценообразование и контроль за ценами в организациях розничной торговли

Порядок формирования розничных цен на товары установлен Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утверждённым Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 43 от 22 апреля 1999г. (с изменениями и дополнениями), которым непосредственно руководствуется ОСП «Продторг» при формировании розничных цен.

Продажу товаров в ОСП «Продторг» ведут по розничным ценам с налогом на добавленную стоимость и с продаж. Порядок формирования свободных розничных цен для продажи товаров населению приведён на рис. 2.1.1

По розничным ценам реализуются товары конечному потребителю: населению за наличный расчёт, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для личного, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная цена выступает денежной формой стоимости товаров, поступивших в личное потребление населения. Розничные цены оказывают непосредственное влияние на величину реальных доходов населения, уровень и структуру потребления отдельных социальных слоёв и групп населения с неодинаковыми денежными доходами.

По типу установления розничные цены делятся на фиксированные, предельные и свободные.

Фиксированные цены на товары, реализуемые на территории республики, устанавливает Министерство экономики Республики Беларусь, например на водку, табачные изделия и сахар – песок. Расчёт розничных цен на табачные изделия осуществляется исходя из проектов отпускных цен организаций – изготовителей и импортёров, исчисленных в установленном порядке, торговой надбавки до 33% к отпускным ценам, налогов на добавленную стоимость и с продаж.

Прейскуранты розничных цен на эти товары периодически пересматриваются. В них указывают розничные цены с налогом на добавленную стоимость по установленной ставке, торговые скидки к ним в процентах и розничные цены с налогом с продаж. Размеры торговой скидки установлены на условиях франко – отправления и франко – назначения, дифференцированы по товарным группам и торговым системам. Для потребительской кооперации скидки утверждаются в более высоких размерах.

Предельные цены регулируются государственными органами и их величина ограничена верхним и (или) нижним пределами. Устанавливаются они на продукцию производителей, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Организации – изготовители, декларирующие отпускные цены на свою продукцию, реализуют её по ценам не превышающим зарегистрированных органами ценообразования.

Свободные розничные цены формируют розничные торговые организации, исходя из:

1.  отпускной цены, сформированной предприятием – изготовителем в республике или импортёром,

2.  оплаченной торговой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков). Положением № 43 ограничен размер оптовой надбавки (20 %) вне зависимости от количества участвующих посредников,

3.  торговой надбавки, определяемой субъектами хозяйствования, исходя из плановых расходов на реализацию, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли, но не выше 30 % с учётом оптовой надбавки (кроме социально значимых товаров, по которым регулирование торговых надбавок осуществляется Министерством экономики, облисполкомом и Минским горисполкомом),

4.  налога на добавленную стоимость по установленной ставке,

5.  налога на продажу товаров в розничной сети. Законом Республики Беларусь о бюджете областным Советом депутатов даётся право устанавливать налог с продаж товаров в размере не более 5 %, а для импортёров – 15 %. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно утверждает перечень социально значимых товаров и рекомендует областным Советом депутатов, на какие из этих товаров не вводить налог с продаж или устанавливать в размере не более 2 %.

Розничную  цену с налогом с продаж округляют в установленном порядке с точностью до 5 или 10 руб.

Формирование свободной розничной цены в ОСП «Продторг» можно показать следующей формулой:

                     СРЦ=ОЦ без НДС+ОН+ТН+НДС+НП,                     (2.1)

где ОН=ОЦ без НДС*%ОН/100,

                  ТН=(ОЦ без НДС+ОН)*%ТН/100,

                  СРЦ без НДС= ОЦ без НДС+ОН+ТН,

                  НДС= СРЦ без НДС*%НДС/100,

                  НП=СРЦ с НДС*%НП/ (100 – НП)

Формирование розничной цены на социально значимые товары имеет свою особенность. Как правило, эти товары не облагаются налогом с продаж, ставка налога на добавленную стоимость на эти товары в основном 10 %, на них устанавливаются более низкие предельные торговые надбавки. Перечень социально значимых товаров периодически пересматривается и областным органам ценообразования предоставляется право регулировать предельные размеры торговых надбавок.[3, с.33]

Контроль за ценами и надбавками в ОСП «Продторг» осуществляется следующим образом:

1)  К товарно-транспортной накладной или счёт – фактуре прикладывается протокол согласования или реестр свободных розничных цен на поступившие товары. Он выписывается в двух экземплярах под копирку и подписывается экономистом по ценам и директором организации. Второй экземпляр реестра свободных розничных цен подшивается в папку и хранится в магазине. Для контроля за ценами на товарных ярлыках на обратной стороне указывается номер товарного документа, по которому поступили товары, дата поступления, наименование и номер реестра цен и дата установления цены.

2)  Каждый торговый объект ведёт книгу регистрации поступивших товаров. В ней указывается номер документа, по которому поступили товары, дата поступления, наименование поставщика и перечень всех товаров с указанием цены и количества. Книга регистрации поступивших товаров и цен в каждом магазине периодически проверяется экономистами по ценам.

    В Республике Беларусь создана и действует система контроля за соблюдением дисциплины цен:

·  Комитет при Министерстве экономики,

·  Отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома,

·  Инспекции по контролю за ценами в городах, районах,

·  Комитет государственного контроля, налоговые инспекции, торговые службы ведомственного контроля за ценами.

Основными задачами органов контроля являются:

Ø  Социально – экономический анализ формирования системы цен и динамики их изменения, соответствие цен их реальным условиям производства и реализации продукции,

Ø  Проверка правильности применения и экономического обоснования цен,

Ø  Проверка совместно с органами стандартизации соответствия качества продукции ГОСТам,

Ø  Принятие решений об экономических санкциях за нарушение дисциплины цен и наложение штрафов, предусмотренных законодательством,

Ø  Проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности,

Ø  Оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования и др.

Похожие материалы

Информация о работе