ADEM: Руководство пользователя, страница 2

Y – ввод координаты Y положения курсора;

Alt + Y – ввод приращения для смещения курсора по оси Y;

С – привязка к узлам геометрического элемента;

Alt + C – привязка к ребру;

Home – привязка к началу относительной системы координат;

F9 – привязка к середине между двумя узлами;

F10 – привязка к точке пересечения;

L – построение вспомогательных линий под заданным углом;

Alt + L – построение двух вспомогательных линий: линии вдоль ребра

и линии перпендикулярной к ней. Выполняется после привязки к ребру  Alt + C;

N – построение вспомогательных узлов.

В полном объеме сведения о горячих клавишах приведены в Справке.

3.4. Применение кнопок мыши при нажатой клавише Shift или Ctrl

Функции, выполняемые при нажатой клавише Shift   или Ctrl:

Клавиша + кнопка

Функция

Shift + Л

Вращение изображения в пространстве

Shift + C

Вращение изображения в плоскости экрана

Shift + П

Просмотр всего изображенного

Ctrl + Л

Перемещение изображения в плоскости экрана

Ctrl + C

Увеличение или уменьшение изображения

Ctrl + П

Вид на рабочую плоскость

3.5. Выполнение точных построений

При построении элементов геометрической модели требуется задавать положение новых узлов или указывать уже существующие узлы. Для выполнения этого каждый раз надо сначала переместить курсор точно в требуемую позицию и затем нажать левую кнопку мыши или клавишу Пробел.

В системе предусмотрены способы обеспечения точного расположения курсора в требуемой позиции:

–  задание координат положения курсора;

–  привязка курсора;

–  перемещение курсора на заданное расстояние с заданным углом.

3.5.1. Задание координат положения курсора

Координаты положения курсора вводятся с клавиатуры. Могут быть заданы значения координат или величины приращений относительно положения курсора в данный момент.

Координату Х, также как и Y, задают последовательностью:

клавиша Х  (или Y) — задают в поле  Х =  (или Y = ) открывшейся Строки ввода значение координаты — ОК  или  Enter. При этом для перехода в поле  Y =    используют клавишу  Tab.

Приращение по оси Х задают последовательностью:

клавиши Alt + X одновременно — задают в поле  X =  открывшейся Строки ввода величину приращения — ОК  или  Enter.

Приращение по оси Y задают таким же способом.

Ввод координаты Z клавишей Z или приращения по оси Z клавишами Alt + Z используется только для задания перемещения по оси Z рабочей плоскости.

Координаты X, Y и Z могут быть заданы при построении пространственных полилиний    или  пространственных кривых .

3.5.2. Привязка курсора

Привязка состоит в автоматическом определении и индикации ближайшего к курсору в данном его положении узла геометрического элемента или модели. Система предлагает выполнить привязку к узлу, обведенному квадратной рамкой.

Для указания узла с использованием привязки располагают курсор на выбранном узле или на небольшом расстоянии от него и нажимают одновременно левую и среднюю кнопки мыши или клавишу С.  Затем, не выводя вершину курсора за пределы квадрата, нажимают левую кнопку мыши или клавишу Пробел.

Предусмотрена привязка:

–  к узлам 2D и 3D элементов;

–  к узлам во вспомогательной плоскости;

–  к точкам пересечения элементов;

–  к центрам дуг и скруглений;

–  к пикселам растрового изображения;

–  к ребру;

–  к середине между двумя узлами;

–  к началу относительной системы координат и к другим узлам и элементам.

Кроме того, предусмотрен режим Автоматической привязки, когда система обозначает квадратом ту точку или узел геометрического элемента, которая в данный момент оказалась ближайшей к курсору при его перемещении. Радиус действия такой привязки составляет примерно 5 мм и при увеличении изображения геометрической модели относительно уменьшается.

Автоматическая привязка включается кнопкой . Для указания узла с использованием Автоматической привязки перемещают курсор к выбранному узлу со стороны наиболее свободной от других узлов и геометрических элементов на расстоянии менее радиуса действия.

После обозначения квадратом выбранного узла нажимают левую кнопку мыши или клавишу Пробел. При этом вершина курсора не обязательно должна быть расположена внутри квадрата. Необходимо только, чтобы при нажатии на кнопку или клавишу квадрат не был смещён с выбранного узла.

Величину радиуса действия привязки необходимо учитывать:

–  при близком расположении соседних узлов и геометрических элементов;

–  при малом масштабе изображения;

–  при построении замкнутых и незамкнутых контуров.

 Предусмотрена настройка параметров Автоматической привязки для обеспечения, например, привязки к узлам именно тех типов, к которым относятся указываемые в данном случае узлы.

Привязка к ребру – обеспечивает возможность перемещать курсор:

·  вдоль прямолинейного ребра под углом, заданным угловым положением линии этого ребра, или по нормали к линии ребра;

·  вдоль касательной или нормали к дуге окружности или кривой линии.

Привязку к прямолинейному ребру используют, например, для построения линий, параллельных и перпендикулярных к данному ребру. В этом случае отличие от способа, описанного в следующем пункте 3. 5. 3, состоит в том, что угол задан привязкой к ребру.

Привязка происходит к ближайшей от курсора точке ребра. Для выполнения привязки к ребру перемещают курсор на это ребро и нажимают клавиши Alt + C. На линии ребра появляется перекрестие, одна из линий которого расположена вдоль ребра или касательной, и затем квадрат, обозначающий точку привязки. После этого нажимают левую кнопку мыши или клавишу Пробел.

 Для привязки к началу относительной системы координат нажимают клавишу  Home.

3.5.3. Перемещение курсора с заданным шагом под заданным углом