Окончилась ли «Холодная война»?, страница 3

Одним словом, мы имеем дело со сложным клубком, где переплелись проблемы символического значения вместе с проблемами политическими, экономическими, военными и даже стратегическими. Столь же всесторонней должна быть и наша реакция на них. Она должна быть представлена в виде развернутого сценария прекращения «холодной войны», а не подаваться разрозненно, словно выдавливаясь по капле. Исторически смелый план скорее позволит заручиться поддержкой общественности и даже мобилизовать общественное мнение на Востоке в пользу реально значимых, а не просто символических договоренностей между Востоком и Западом.

Таким образом, позвольте предложить следующие общие рекомендации, каждая из которых, безусловно, предполагает дальнейшее, более глубокое осмысление и проработку соответствующих вопросов:

— Вырабатывая конкретное определение того, что понимается под окончанием «холодной войны», Запад не должен стесняться ставить во главу угла символические и философские категории. Основополагающей проблемой было и остается противоречие между свободой выбора и принудительной идеологической ортодоксальностью. Не будем забывать, что главной ставкой в «холодной войне» были права человека, и в отстаивании этих прав заключалась основная моральная сила Запада. Соответственно день окончания «холодной войны» станет известен тогда, когда будет твердо определен срок сноса берлинской стены — пусть это будет сделано и не сразу — и когда в некоторых, пусть даже не во всех одновременно, странах Восточной Европы будет твердо намечено время проведения свободных выборов.

Такое определение конца «холодной войны» будет доступно народам по обе стороны границы между Востоком и Западом. Оно лучше отвечает историческим и политическим реальностям. Подобное определение способствовало бы также в конечном счете постепенному выводу из Центральной Европы значительной части американских и советских вооруженных сил, чье длительное присутствие там было одним из главных проявлений «холодной войны». Поэтому Западу не следует стесняться заявить о важной взаимосвязи между симптомами «холодной войны» в военной области и в области мировоззрения. Он также должен вновь со всей ясностью подтвердить, что его главная цель действительно состоит в прекращении «холодной войны».

— Стремясь создать политические и экономические условия, реально благоприятствующие окончанию «холодной войны», Запад — к которому в данном случае следует в качестве заинтересованной стороны отнести и Японию — должен начать осуществление всесторонней программы поэтапной экономической и технической помощи, призванной стимулировать мирные преобразования в коммунистическом мире. Если такие преобразования будут продолжаться, некоторым коммунистическим государствам вскоре нужно будет помогать техническими специалистами, ресурсами и финансами. Даже в таких конкретных вопросах, как законодательные процедуры и деятельность парламентов, наиболее влиятельным'! перспективе законодателям управляемых коммунистами стран не хватает элементарного опыта и навыков. В этой области, как и во многих других, потребуются специальные программы подготовки и обменов, которые должны быть разработаны и предложены странам Восточной Европы, а также ряду советских республик.

Особенно конструктивную роль в этом плане могут сыграть неправительственные объединения в западных странах. Профсоюзы, ассоциации прессы, экологические и другие группировки располагают сегодня большей, чем когда-либо, возможностью для налаживания связей со своими аналогами, появляющимися на Востоке. Некоторые из них уже делают это, развивая тем самым социально-политический плюрализм.

Еще более важной является потребность Востока в крупных долго срочных кредитах, а также в облегчении бремени уже имеющейся задолженности в духе плана Брэди для стран Латинской Америки. В данной области должны быть срочно предприняты серьезные усилия на трехсторонней основе, и с этой целью надлежит создать специальный механизм трехстороннего планирования.

— И наконец, в интересах европейской безопасности мы должны провозгласить цель превращения Варшавского пакта из идеологического в чисто геополитический союз, рассчитанный на поддержание в Европе территориального «статус-кво». Ни безопасности Европы, ни компромиссу между Востоком и Западом не пошли бы на пользу попытки демонтировать Варшавский пакт в одностороннем порядке или распустить оба блока. В первом случае они натолкнулись бы на твердое и, скорее всего, эффективное сопротивление Москвы, а во втором — привели бы лишь к появлению беззащитной нейтральной Европы.

В действительности необходима взаимно перекрывающаяся структура безопасности с опорой на оба союза, в рамках которой были бы возможны мирные политические и экономические преобразования. В подобном контексте постепенный демонтаж коммунистических систем, в значительной степени искусственно насажденных в странах Восточной Европы, и их преобразование в формы, более отвечающие традициям и чаяниям народов этих стран, уже не обязательно воспринимались бы Москвой как нечто угрожающее. Появление социал-демократической Венгрии или христианско-демократической Польши, которые оставались бы членами Варшавского пакта, не означало бы нарушения европейского баланса сил в пользу Запада.

Отсюда следует, что Запад, добиваясь справедливых сокращений обычных вооруженных сил на переговорах в Вене, должен в дополнение к этому добиваться от Москвы официальных заверений в отказе от «доктрины Брежнева», одновременно заверяя ее, со своей стороны, что политика Запада не направлена на то, чтобы отколоть те или иные государства от Варшавского пакта. Возможно, на определенном этапе на смену «доктрине Брежнева» могло бы прийти совместное заявление Востока и Запада, в котором официально закреплялась бы роль обоих союзов в поддержании европейской стабильности и одновременно со всей ясностью исключалось бы использование того или другого союза для навязывания его членам какой бы то ни было ортодоксальной идеологии.

Как уже говорилось, поступательное развитие отношений Восток — Запад в этих нескольких направлениях должно будет сопровождаться продвижением вперед двусторонних американо-советских отношений в стратегической области. Можно надеяться, что процесс сокращения стратегических вооружений (ССВ) скоро вновь придет в движение. Однако условием достижения прогресса здесь является давно назревшее и настоятельно необходимое решение вопроса о модернизации межконтинентальных баллистических ракет США, Хотел бы просто повторить, что в стратегической области для окончания «холодной войны» потребуется действительно устранить угрозу нанесения какой-либо из сторон стратегического первого удара другой стороне, и это должно быть главной целью процесса ССВ.



[*] Збигнев Бжезинский — ведущий сотрудник Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета в Вашингтоне. Родился в 1928 году в Варшаве. Образование получил в Макгилском (Канада) и Гарвардском университетах. В 50—70-х годах работал в Гарвардском и Колумбийском университетах. В 1973 — 1976 годах — директор Трехсторонней комиссии. С 1977 по 1981 год — помощник президента США по национальной безопасности. Автор многих книг и журнальных статей. Материал направлен автором для «Международной жизни».