Наше понимание геополитики. Россия на геополитической карте мира

Страницы работы

Содержание работы

Нашепониманиегеополитики

…в геополитике можно выделить три наиболее значимых аспекта: 1) традиционный, т.е. военно-стратегический и политический; 2) экономический - по уровню экономической безопасности, самодостаточности и месту страны в мире, в системе международного разделения труда; 3) культурно-исторический, интерпретирующий существующие и потенциальные цивилизационные разломы. Да и сама геополитическая терминология уже широко используется во многих сферах жизни. <…>

Россиянагеополитическойкартемира

Обратимся к цифрам, отражающим соотношение политико-экономических потенциалов стран и регионов. Представление о политико-экономической мощи страны дает, в частности, такой показатель, как абсолютный объем валового внутреннего продукта (ВВП), созданного в стране. Каков же этот показатель для России?

Максимальный уровень ВВП в России был достигнут в 1989 году, т.е. до распада СССР. Он составлял немногим более 1970 миллиардов долларов США. По отношению к ВВП США (5392 млрд долл.) это что-то около 37 процентов.

Что касается России (РСФСР), то к моменту провозглашения своего суверенитета она по объему производства товаров и услуг уступала приблизительно втрое США и в полтора раза Японии. Но ведь и в других развитых странах мира при сравнении их с США и Японией ситуация была далеко не лучше российской.

Теперь сравним Россию с ее ближними и дальними соседями. И начать, на наш взгляд, следует с Востока, где простираются границы России с Китаем и Японией, имеющими к нам, как известно, территориальные претензии.

Бытует устойчивое мнение, что Китай - гигантская, но относительно слабая страна, которая, начав путь современного развития с крайне низкой исходной точки, лишь в очень отдаленной перспективе сможет обеспечить сносные условия жизни своему более чем миллиардному населению. Соответственно этому просчитывается и политико-экономический потенциал Китая на мировой арене.

Да, это государство по уровню относительного развития (среднедушевой показатель производства и потребления) и ныне в 3-4 раза отстает от России, но его население превышает росcийское почти в восемь раз. Делая поправку именно на этот фактор, мы придем к выводу, что общий экономический потенциал (ВВП) Китая уже в 1990 году практически вдвое превосходил российский. Отныне России приходится считаться с тем, что на ее восточных рубежах расположена быстро наращивающая экономическую мощь страна. Китай к началу 90-х годов прочно занимал второе место в мире (по данным МВФ, третье после Японии) по такому показателю, как общий объем производства. Следует иметь в виду, что Китай, продемонстрировавший в последнее время значительные достижения в экономике, все более наращивает воздействие на центрально-азиатский регион.

Превосходил Россию по абсолютному экономическому потенциалу в 1990 году и другой ее восточный сосед - Япония. Напомним, население Японии в 9,5 раза меньше, чем Китая, но немногим уступает по численности российскому. Причем, если в России крайне неблагоприятная демографическая ситуация, обусловленная ухудшением социально-экономических и политических условий, то в Японии - как раз обратное.

Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается Россия на южном направлении, имеющем для нее стратегическое значение. В результате развала СССР поднялась гигантская волна межнациональных и межэтнических конфликтов, на которые воздействуют многие факторы, и среди них - последствия войны в Афганистане. Развитие событий в этом регионе пока остается непредсказуемым. Ситуация во многом зависит от того, как сложатся отношения с Ираном и Турцией - государствами, которые исторически занимают особое место в системе российских внешнеполитических приоритетов. После распада СССР логично было ожидать, что Иран и Турция резко повысят свою активность, направленную на внедрение в экономическую, культурную и политическую жизнь Средней Азии и Закавказья. Именно так и случилось. Как свидетельствуют факты, Иран и Турция уже начали конкурентную борьбу за раздел сфер влияния в южной части бывшего СССР. Не остается без их внимания и мусульманское население самой России.

В прессе Ирана и Турции приводились высказывания влиятельных политиков, которые открыто заявляют о своих намерениях осуществить через Среднюю Азию и Закавказье прорыв к «мусульманским» районам России с целью создания некоей Туранской (или «Великой исламской») империи. Союзников себе они находят среди определенных влиятельных государственных и политических кругов бывших среднеазиатских и закавказских союзных республик.

Реальны ли эти планы? Тут надо рассмотреть соотношение политико-экономических потенциалов всех стран региона. В 1990 году объем производства ВВП в Турции превысил 280 млрд долл. С Россией, конечно, обе эти страны не могли конкурировать, даже объединив свои ресурсы. Однако суммарный ВВП трех закавказских республик не превышал 92 млрд долл., а пяти среднеазиатских - 230 млрд. Одно это сравнение показывает, что бывшие союзные республики Средней Азии и Закавказья, вступившие на путь суверенитета, только совместно, да и то лишь при опоре на Россию, могли бы выступить более или менее равноправным партнером как Ирана, так и Турции. Таково теоретическое, «идеальное» положение дел.

Но теория здесь очень далека от реальности. Ситуация же такова. Ослабленные междоусобицами, гражданскими войнами и т.п. республики Закавказья разобщены. Республики Средней Азии пребывают вроде бы в лучшей ситуации. Однако угроза внутренней нестабильности наличествует в каждой среднеазиатской республике, а в Таджикистане уже который год длится гражданская война, оказывающая серьезное влияние на соседей.

Во-вторых, следует учитывать неравновесие их экономических потенциалов. Еще в 1989-1990 годах определились два региональных лидера в производстве ВВП - Казахстан (100 млрд долл.) и Узбекистан (86 млрд долл.). Каждый из них по экономической мощи в 4-6 раз превосходил Киргизию, Туркменистан или Таджикистан (соответственно 15, 13 и 16 млрд долл.). Нельзя не видеть и усиливающуюся борьбу за политическое лидерство в этом регионе. Характер и особенности состояния дел в районе южного приграничья России могут быть реалистично оценены только с учетом указанных объективных факторов.

Как известно, российская внешняя политика была переориентирована преимущественно на Запад. Каков же баланс политико-экономических сил между Россией и западноевропейскими партнерами, которые, при всех разногласиях, имеют прочные экономические, политические и военные связи. Как и в прошлом, исключительное значение для России приобретают ее отношения с Германией, влияние которой на международной арене резко возросло после объединения. Уже в 1990 году объединенная Германия по абсолютной величине производства сравнялась с Россией. Что касается суммарной мощи Германии, Франции, Великобритании и Италии, то она примерно в 3-3,5 раза превышала российскую. Это соотношение усугубилось за последние два-три года.

Перейдем к цифрам, которые раскрывают положение дел на сегодня и на ближайшую перспективу. В 1992-1993 годы ВВП России (в результате, во-первых, развала СССР, а во-вторых, экономического кризиса) уменьшился до 800 млрд, т.е. приблизительно в 2,5 раза. Это значит, что сейчас ВВП России меньше, чем во Франции, Великобритании и Италии, взятых уже не в совокупности, а по отдельности. А Германия теперь превосходит Россию по экономическому потенциалу почти в 1,5 раза.

Похожие материалы

Информация о работе