Наше понимание геополитики. Россия на геополитической карте мира, страница 6

В военной сфере на сегодняшний день безусловным лидером остаются США, удерживающие первенство не только по боеспособности своих вооруженных сил, но и в разработке новейших военных технологий. Это означает, что и в будущем США вряд ли уступят свои позиции в военной сфере.

На европейском континенте соотношение сил после роспуска Организации Варшавского Договора и распада СССР сложилось в пользу НАТО, где главенствующую роль также играют США. В настоящее время НАТО пытается поставить под контроль развитие обстановки в регионах, формально не входящих в зону ее ответственности, в том числе и на территории бывшего Советского Союза. К концу 90-х годов в сферу деятельности блока будут включены на той или иной основе ряд

государств Центральной и Восточной Европы и стран Балтии. Одновременно в Европе формируется вторая по значению военно-политическая организация - Западноевропейский союз, который со временем может потеснить НАТО в качестве европейского военно-политического центра.

На Ближнем Востоке и в Южной Азии серьезную угрозу национальным интересам и безопасности России в прогнозируемый период представляет возрастающая роль исламского фундаментализма, крайним проявлением которого являются постоянно возникающие вооруженные конфликты. Турция особенно быстро расширяет свое влияние в регионе. Помимо обширных зон конфликтности на Ближнем и Среднем Востоке одним из наиболее опасных очагов напряженности для России является война в Афганистане в непосредственной близости от российских границ. В перспективе возможно возрастание опасности распространения ядерного оружия в странах этого региона, не исключено также накопление запасов химического и бактериологического оружия.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе военная обстановка будет характеризоваться стремлением Японии стать «полноценной великой державой» с наращиванием необходимой военной мощи.

Локальные войны и вооруженные конфликты в Африке и Латинской Америке непосредственной угрозы России представить практически не могут. В настоящее время можно считать общепризнанным, что участие России в урегулировании региональных кризисов и вооруженных конфликтов, за пределами границ бывшего Советского Союза, возможно главным образом в рамках контингентов войск ООН.

Основными чертами геополитической обстановки в странах ближнего зарубежья являются:

-  социально-политическая неоднородность государств, образовавшихся на территории СССР, что резко осложняет проблему их взаимодействия в проведении социально-экономических реформ, в том числе и в рамках СНГ;

-  нестабильность происходящих в странах ближнего зарубежья социально-политических процессов,  обусловленная ожесточенной внутриполитической борьбой партий и политических группировок, зачастую неконструктивностью внутренней политики и, как следствие, отсутствием прочной социальной базы поддержки реформ. В этих условиях может укрепиться тенденция прихода к власти жестких авторитарных режимов с труднопредсказуемым отношением к России;

- быстрое формирование  на территории  бывшего  СССР новых военно-политических «центров силы», на роль одного из которых  претендует Украина. Негативную  направленность  по отношению к России может приобрести создание Балтийско-Черноморской унии, на ведущие позиции которой также стремится Украина;

-  возможное оформление «исламского блока» за счет участия бывших среднеазиатских  республик  и  Азербайджана  в деятельности организации «Исламская Конференция» и Организации экономического сотрудничества (Турция,  Иран и  Пакистан) с еще неопределившейся политической ориентацией по отношению к России;

- наличие взаимных территориальных претензий у вновь образовавшихся государств, рост сепаратизма внутри их автономий и компактно проживающих национальных меньшинств, появление в ряде республик дискриминационных законов о гражданстве и требований о депортации иноязычных граждан, что может способствовать превращению постсоветского пространства в обширную конфликтную зону или возникновению  мощного неуправляемого миграционного процесса, дестабилизирующего политическую, экономическую, криминальную и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории бывшего СССР, в том числе и в России;

- усиление попыток внерегиональных субъектов международных отношений включить, используя ослабление позиций России, в зону своего политико-экономического влияния ряд стран ближнего зарубежья;

- огромные экономические трудности, сопровождающие переход к рыночной экономике, вынуждают  образовавшиеся на постсоветском пространстве государства стремиться к более тесному экономическому союзу с Россией, восстановлению нарушенных общесоюзных хозяйственных связей и приобретению доступа к сырьевым источникам. Одновременно все более усиливаются тенденции  обращения  за  экономической   помощью  к  ведущим державам мира и региональным «центрам силы», что в будущем неизбежно приведет к установлению определенной экономической зависимости от них;

-  слабое влияние России на развитие ныне существующих и потенциальных военно-политических кризисов в ближнем зарубежье может привести к образованию «дуги конфликтности» практически по всему западному и южному периметру границ России;

- неблагоприятное для России соотношение обычных вооружений по отдельным геостратегическим направлениям после раздела Вооруженных Сил Советского Союза, ухудшение военно-политической обстановки на Северном Кавказе, в Закавказье и Таджикистане, опасность появления на российских границах новых ядерных держав может изменить соотношение сил в ряде субрегионов не в пользу России. <…>

Печатается по изданию: Жириновский В. В. Геополитика и русский вопрос. М., 1996, с. 280, 319-323, 324-329, 333-339.