Философия Ницше и ее влияние на последующую мысль, страница 4

Главная тенденция жизни – рост, увеличение мощи и, как следствие, – борьба. Жизнь стремится утвердиться. Основной закон жизни, всеобщий за­кон, касающийся всех её форм – воля к влас­ти. Вселенная живая, но в ней нет ни единства, ни порядка, ни целесообразности – она находится в вечном ста­но­влении. Становление не подда­ет­ся разумному толкованию. Можно только ска­зать, что оно есть резуль­тат столкновения соперничающих воль, борю­щих­ся за превосходство. Воля к власти присуща всему становлению и яв­ля­ется ос­но­вой мировой эволюции. Элементарные центры сил – центры воли – пред­ставляют собой динамические величины, находящиеся в постоянном напря­жении к другим динамическим величинам. Их могущество непрерывно рас­тёт или умаляется. Возникают системы сил, сохраняющие свою устойчи­вость на какое-то время. Так как возможности проявления воли к власти ог­ра­ниченны, а время этого проявления бесконечно, то через огромные проме­жутки времени должны образоваться те же комбинации сил и картина жизни будет повторяться бесконечное число раз. В вечном возвращении Ницше ви­дит орудие отбора. Эту концепцию «вечной жизни» он уподобляет луче­зар­но­му откровению.

Ницше, являясь в своём мышлении разрушителем, стал основателем фи­лософской школы – философии жизни. Наибольшего влияния философия жизни достигла в первой четверти XX века. Представителей ее достаточно много. Но наиболее известные среди них Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон и Освальд Шпенглер. В дальнейшем она растворяется в других направлениях философии XX века.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – немецкий историк культуры и фило­соф. Задачей философии как «науки о духе», считал необходимость понять «жизнь» исходя из нее самой. Он выдвигает метод «пони­ма­ния», который про­тивопоставляет методу «объяснения», применимому в «науках о приро­де». Понимание по отношению к культуре прошлого выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой.

Французский философ Анри Бергсон (1859-1941) представитель Инту­и­тивизма и философии жизни, лауреат Нобелевской премии (1927). Этот мыс­литель утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, сущность которой может быть постигнута только с помощью интуи­ции. Фундаментом психической жизни является длительность, следователь­но, жизнь имеет не пространственный, а временной характер. Жизнь предст­авляет собой некий метафизическо-космический процесс, «жизненный по­рыв».

Еще одним представителем направления философии жизни, огромное влияние на которого оказала философия Ницше, является немецкий публи­цист и философ Освальд Шпенглер (1880-1936). Широкая извест­ность к нему пришла после выхода в свет главного его труда «Закат Европы» (1918-22). Различные культуры понимаются им, как некие «организмы», каждому из которых отмерен определенный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

Ницше был одним из любимейших писателей русской интеллигенции конца XIX – начала XX в. Замечательно выразил суть ницшеанства русский писатель Максим Горький, который в молодые годы был подвержен влиянию Ницше. В стихотворении «Песнь о буревестнике» образ гордого буревестни­ка, жаждущего бури, – это сверхчеловек, непризнанный никем, презирающий глупого пингвина, робко прячущего «тело жирное в утесах». «То же презри­тельное отношение к тем, кто, «рожденный ползать, летать не может», мы видим и в «Песне о соколе» [6].

Ницшеанство – сложное явление, которое выходит за рамки опи­са­ния учения Ницше – это уже некое мировоззрение – отношение к жизни, отно­шение к миру.

Как мыслитель, Ницше противопоставил себя христи­анству, и работа «Антихрист» с её подзаголовком «Проклятье христианству» говорит сама за себя.

Ницше меняет направление философской мысли. Он осуществляет пе­ре­оценку традиционных представлений об истине и заблуждении, не видя принципиальной разницы между ними, поскольку и то и другое носит чисто служебный характер.

«Во-первых, на место хрестоматийного бытия философов, как основы и сущ­ности всего суще­ст­ву­ю­щего, Ницше выдвигает жизнь, с ее вечным движением и становлением, ли­шенную тра­диционной атрибутики бытия. А во-вторых, в основе процесса создания этой метафизики лежит все та же, ти­таническая интенция к утвер­ж­дению жизни и жажды "мощных людей", кото­рая пронизывает все разделы его творчества» [2, с.713-714].

На пороге XX века понятие «жизнь» выдвинулось на центральное мес­то и стало исходной точкой всей действительности и всех оценок – метафи­зи­ческих, психологических, нравственных, художественных. Философия жизни, основанная Фридрихом Ницше, дала мощный толчок мышлению. Как важнейшая составляющая философия жизни вошла в экзистенциализм и фи­лософскую антропологию. Разработанная в рамках философии жизни интуи­тивистская методология «наук о духе» станет методологической основой со­временной философии истории и философии культуры.

Литература

1.  Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.2.  «Мысль», М., 1990.

2.  История Философии. Энциклопедия. Интерпрессервис, Книжный дом Минск. 2002.

3.  Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

4.  Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. « Мысль», М., 1990.

5.  Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.

6.  Лега В.П. Современная западная философия. Лекции. ПСТБИ, М., 1999.

7.  Дильтей В. Сущность Философии. М., 2001.

8.  Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

9.  Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Рига, 1991.

10.  Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

11.  Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

12.  Риккерт Г. Философия жизни. К., 1998.

13.  Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977.


Тема: Философия Ницше и ее влияние на последующую мысль.

Оценка – 4.