Философия Ницше и ее влияние на последующую мысль, страница 2

Философия, признающая своим «органом» разум, оказалась несостоя­тель­ной перед угрозой разрушения человеческой личности, и Ницше заявля­ет о её конце. Он как бы вновь возвращается к истокам философии и ставит вопрос о начале, коим он полагает жизнь, как источник и первопричину все­го, как непрерывный процесс становления. Для философии жизни характерно принципиальное непризнание ничего иного, потустороннего по отношению к жизни. Жизнь – это то, что открывается в глубинах мира, это глубинная сущ­ность мира. Введя это новое понятие, Ницше стал родоначальником целого на­правления мысли, в котором оно ставится в центр мирового целого и все, о чем размышляет философия, соотносится с жизнью. Понятие жизни стано­вит­ся своеобразным ключом ко всем дверям философского здания.

Философия жизни отказывается от приоритета разума. Наука, осно­ван­ная на разуме, признается неспособной к пониманию жизни. Ближе к пони­манию жизни интуитивно-бессознательное её восприятие в искусстве. Для философии жизни характерна родственная близость её с искусством, некая незавершенность, недоговоренность. Разум – ядро, вокруг которого находит­ся неопределённая туманность. «В этой туманности, – пишет А.Бергсон, – еще находятся силы, дополняющие разум, мы только смутно чувствуем их, сосре­до­точившись в себе» [5, с.12]. Жизнь нельзя ставить перед судом разу­ма, она познается только жизнью.

Жизнь и собственный инстинкт жизни стали нервом философии Ниц­ше, потребовавшей полной переоценки ценностей. Весь современный мир и всю историю человечества он ставит перед судом этого инстинкта.

Ни религия, ни философия, ни культура, ни мораль не могут дать опо­ры человеку, оказавшемуся перед «ничто». Все это – ложные ценности. Лож­но понятие прогресса – на лицо деградация человечества – декаданс. Духов­ное состояние современного образа Ницше определяет словом «нигилизм». Кризис общества выразился в искусстве, тесно связанном с его духовной жизнью, как чувство бесполезности и бессмысленности современного мира, его несостоятельности перед собственными идеалами. «Высшие ценности те­ряют свою ценность: нет цели, нет ответа на вопрос зачем?» [3, с.36]. Ницше предвидит полное торжество нигилизма, который рос и развивался вместе с этой цивилизацией.

Современному человеку не по силам ноша накопленных им ценностей. Уже нет того высшего типа человека, творческая мысль которого поддержи­ва­ла бы в человеке веру в человека. Система оценок, которой, согласно выво­дам философа, пользуется современное человечество, не находит обоснова­ния в данных физиологии и биологии, а потому противоречит смыслу жиз­ни. Точка отсчёта, находящаяся за пределами мира – причина того, что в мире больше идеалов, нежели реальностей. Все современные ценности основыва­ются не предпосылках, лежащих вне жизни.

Человечество верило в определённые цели, поставленные прогрессом, верило в великое целое, благо которого требует самопожертвования. Утратив целое, оно стало создавать фиктивные миры, видя в них «истину» бытия. Все три воздвигнутые человечеством иллюзии рухнули. Человечество оказалось перед лицом «ничто». Нигилизм – есть симптом и физиология декаданса. Как психологическое состояние, он наступает в результате упадка духа после бес­плодных поисков истины, которая не существует и является лишь одним из звеньев в системе человеческих ценностей. Нигилизм – следствие напрасно рас­траченных сил. Поиски истины заняли слишком большое место в жизни человечества. Но это лишь симптом декаданса.

«Понятие «Бог» выдумано, как противоположность понятию жизни, – утверждает Ницше, – в нем все вредное, отравляющее, клеветническое, вся смертельная вражда про­тив жизни сведена в ужасающее единство» [1, с.768]. Современное общество уже не нуждается в этой идее и философ заявляет о «смерти Бога», который «умер» вместе с верой людей. Своё отрицание духовного мира Ницше выразил в четырёх тезисах.

1.  Основания, в силу которых реальный мир стали считать кажущимся, абсо­лютно недоказуемы.

2.  «Истинный» мир построили из противоречия действительному. Это лишь морально-оптический обман. Его признаки – это признаки не­бы­тия, указыва­ющие на ничто.

3.  Обуреваемые инстинктом оклеветания, унижения жизни, мы мстим жиз­ни фантасмагорией «иной», лучшей жизни.

4.  Делить мир на «истинный» и «кажущийся» – это лишь симптом нис­хо­дя­щей жизни [1, с.571]

Исследуя путь развития европейской цивилизации, Ницше использует метод, характерный в последствии для всей философии жизни, заключаю­щий­ся в том, что прошлое не изучается, а проживается. Понять чужую жизнь можно не разумом, а пропустив её через собственную.