Текст презентации курса "Православная культура России" для исключительно церковной аудитории

Страницы работы

Содержание работы

(текст презентации для исключительно церковной аудитории)

[курс "Православная культура России" разрабатывался в расчете на задачи "обычной" школы без "православного уклона", как возможный элемент образовательного компонента любого уровня в школе любого типа, т.е. в т.ч. как обязательный предмет в «обычной» школе]

В Повести Временных Лет есть всем известный рассказ о выборе вер.

Как вы помните, два аргумента были высказаны боярами князя Владимира, крестителя Руси, за Православие: "нет на земле красоты такой... и не можем мы забыть красоты той" и - "если бы плох был закон греческий (т.е. вера), не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". Этот очень мудрый рассказ раскрывает для нас две важнейших вещи, которые учитель обязан показать, знакомя ученика с Православной культурой. Назовем их "аргументом красоты" и "аргументом мудрых предков". Это действительно важнейшие аргументы, которые человек принимает, скорее, сердцем и душой, аргументы, которым человек ВЕРИТ. И пока человек, подобно нашим предкам во времена князя Владимира, еще не сделал своего выбора, не имеет смысла нагружать его вероучительными и нравоучительными формулировками. Нужно показать ему "красоту Православия" и познакомить его с мировоззренческим выбором его мудрых предков. Вот, пожалуй, две задачи, стоящие перед преподавателем Православной культуры.

Вот эти две задачи и стояли перед разработчиками курса "Православная культура России". В руках у преподавателя православной культуры - огромный выбор "аргументов красоты": красота русских храмов, красота икон, красота песнопений, как древних, так и поздних авторских, - иными словами, красота богослужения, частью которого является и храм, и икона, и пение, и многое другое, та самая красота богослужения, без которой "не могли жить уже" послы князя Владимира. И еще у преподавателя православной культуры есть десятки и сотни имен, авторитетных для современного школьника. Когда-то хватило одного авторитетного имени - "бабки Ольги". Сегодня преподаватель Православной культуры может "сослаться" и на православные стихи Пушкина, и на Размышления о Божественной Литургии Гоголя, на православие величайшего художника средневековья - Андрея Рублева, на православие других знаменитых предков и соотечественников. К сожалению, многие известные нам программы в образовательной области "Православная культура" очень мало внимания уделяют этим авторитетным аргументам, и стараются подавать весь материал в виде вероучительных и нравоучительных формулировок, которые сами по себе не будут для ученика ни аргументами, ни авторитетным свидетельством. Поэтому разработчики курса "Православная культура России" постарались рассказать о Православии именно

¾  через эстетику Православия и

¾  через свидетельства о православной вере, оставленные нам в качестве духовного наследия нашими знаменитыми предками.

На одном из семинаров для преподавателей Православной Культуры (в Тр.-Серг. Л.) учителям был задан вопрос: "а как бы Вы сами определили, что такое Дорога к храму?". И действительно, как можно указать дорогу к храму? На том семинаре звучали ответы: дорогой к храму может стать православный детский лагерь, православная школа, и другие примеры всего того, что в целом можно назвать православным кругом общения для ребенка.

Можно сказать, что у любого духовного пути есть только один четко определяемый ориентир, одна точно задаваемая система координат: любой духовный путь -- это проводники и попутчики. В одной хорошо вам известной книге написано: "с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися".(Пс. 17:26-27) И дорога к храму - это тоже проводники и попутчики. В Гимназии мы постарались построить систему непрерывного обучения, где ребенок получал бы возможность такого круга общения: православный детский сад, православный детский летний лагерь, Православная Гимназия, Хоровая Школа и т.д. Но ведь общение бывает не только непосредственным - в семье, со сверстниками и старшими в школе, во внеурочное время в кружках - или во дворе и т.д. Еще шире у человека общение опосредованное: то, что он читает, что он смотрит и слушает. Круг чтения, круг его культурных интересов - это тоже круг общения. И дисциплина, которая призвана познакомить школьника с духовным путем его родного народа, должна в первую очередь вводить его в такой круг общения. Учащемуся должны быть предложены не абстрактные истины, не чьи-то (непонятно на каком основании выбранные) убеждения, и не наши собственные убеждения (для учащегося, возможно, малоценные, да и воспринимаемые им как проповедь): учащемуся должны быть предложены убеждения и идеалы признанных творцов русской культуры, признанных сынов Отечества, чей авторитет для школьника не требует особых доказательств, или легко доказуем. Его "собеседниками" должны стать первый русский писатель - Иларион, митрополит Киевский, отец русской истории монах Нестор, Сергий Радонежский - идейный вдохновитель Куликовской битвы и "собирания русских земель", и многие другие творцы, которые сказали свое слово о истине в своих знаменитых храмах и иконах, в музыке и другом культурном наследии. Мы не стесняемся говорить, что Православие - это вера Церкви Христовой, а не некая абстрактная истина. И мы не должны стесняться говорить о истинах Православия как о Вере - вере церковных людей: вере первых русских писателей, вере иконописцев и церковных композиторов, вере Гоголя и Пушкина, вере Рублева и Сергия Радонежского. Знакомство с верой своих уважаемых предков - знаменитых русских людей - имена которых им знакомы по учебникам истории, никогда не будет восприниматься как навязывание мировоззрения. Вообще знакомство с верой другого человека не может восприниматься как принуждение (в отличие от знакомства с абстрактными истинами), а если этот человек известен и авторитетен, если он - часть твоей родной культуры - знакомство с его идеалами и убеждениями есть очевидная необходимость.

Надо помнить, что культура - это всегда общение, и надо предлагать учащемуся для такого общения достойные кандидатуры. Никакие нравоучительные или вероучительные формулировки и определения (пусть самые точные, даже взятые прямо из катехизиса) не будут восприниматься как общение. Они хороши для того, кто уже имеет опыт воцерковления, кто уже вошел в круг церковного общения и теперь требует дальнейшего научения в выбранной им вере. Для невоцерковленного человека катехизические формулировки - пустая теория, или же личные убеждения учителя, почему-то навязываемые школьникам в качестве непреложной истины.

Похожие материалы

Информация о работе