Разработка учебных программ и учебных пособий по духовно-нравственной культуре: проблема реализации воспитательных возможностей дисциплины, страница 4

Отбираются авторитетные (с точки зрения светской культуры) памятники. Их авторитетность для изучения нужно сначала показывать. Это 1-я задача: показать то, что это наша культура, важное для нас, не чужое, например, не просто Рассказать о Евангелии, а показать, что Евангелие было нашей первой книгой – на примере Остромирова Евангелия; не просто рассказать о Христе и истории спасения, а показать, что наша литература и наше национальное самосознание истоки имеют в Православии, отправная точка здесь – «Слово о Законе и Благодати», и на материале именно этого авторитетного памятника рассказать о православном взгляде на мировую историю и роль в ней Боговоплощения; т.е. 2-я задача – познакомить с православным содержанием этих авторитетных памятников. Системный подбор авторитетных памятников русской культуры православного содержания позволит познакомить ученика и с православным вероучением, и с православным нравоучением в необходимом объеме. И действительно, разве изучение, скажем, иконы Рублева «Троица» не лучший повод рассказать о ее содержании, т.е. христианском догмате о Триедином Боге, и в то же время об основе всей православной нравственности – о Высшей Любви, образом которой стала икона Рублева?

Отбираются авторитетные авторы: например, Рублев, Ключевский – авторитетны в глазах ученика и студента, и то, что сказал о Троице Рублев, и то, что сказал о Сергии Радонежском Ключевский, более авторитетно, чем то, что скажем мы сами. Ставится задача показать, как авторитетные люди обращаются к Евангелию, к богослужению – в творчестве, в жизни, а не просто рассказать о евангелии или богослужении как некоей абстракции, далекой от жизни. Ведь это авторитетный ПРИМЕР для ученика!

* * *

Итак, воспитательный эффект преподавания духовно-нравственной, и в частности православной, культуры зависит от того, как будет восприниматься преподаваемый материал в ученической или студенческой аудитории. Это восприятие зависит от того, насколько авторитетен в глазах аудитории взятый материал, насколько он интегрирован в уже имеющуюся систему знаний, а также насколько этот материал соотносится с реалиями жизни аудитории, с уже имеющимися точками соприкосновения аудитории с традиционным духовным опытом православного общества.

Учебные программы, учебные пособия и прочие методические разработки не выполнят своей функции, если не будут учитывать специфику восприятия современной аудиторией любых знаний духовно-нравственного порядка) Есть, конечно, проблема соответствия методических разработок стандартным образовательным технологиям. Есть даже мнение, что следование шаблонным образовательным технологиям – это залог успеха в преподавании православной культуры. Вчера об относительности любых образовательных технологий в области духовно-нравственного воспитания уже говорила профессор НГПУ Т.И. Березина. (доклад на пленарном заседании РЧ 2008) Остается только добавить, что специфика этой области в том, что она лежит на пересечении образовательного опыта – и миссионерского опыта Церкви.

Учебные программы, учебные пособия и прочие методические разработки должны разрабатываться с расчетом на современную аудиторию, и отбираться должны по тому, насколько они соответствуют особенностям восприятия современной аудитории – восприятия наших высказываний именно на духовно-нравственные темы.

***

И в качестве приложения или дополнения к докладу – один новый пример использования вышеперечисленных принципов при разработке программ и пособий. Это «Православная Культура России» – электронное учебно-методическое пособие в виде интернет-сайта, которое сегодня используется в учебном процессе в Сибирском университете потребительской кооперации, а также в НГУ. Пособие выложено на сервере университета потребкооперации, а также по адресу pravcultura.narod.ru [3]. Формат интернет-сайта позволяет не только пользоваться им в любом месте и любому человеку – а мы приглашаем к этому всех желающих (здесь можно официально пригласить к соотрудничеству любые Вузы и школы, т.е. к использованию этого сайта в их образовательном процессе). Во-первых, формат сайта облегчает визуальное знакомство с изучаемыми памятниками, произведениями искусств – без ограничений и в хорошем качестве, что практически невозможно в традиционных учебных пособиях. Интернет-сайт может нести и аудио-файлы, и видео-файлы, то есть давать материал, мало доступный в традиционном формате урока. А все это совершенно необходимо, чтобы показать ту красоту Православия, православного богослужения, которая может стать главным аргументом для многих душ. Потому что красоту надо именно показывать, рассказывать о ней недостаточно.

Кроме того, сам формат интернет-страницы рассчитан на то, что наш учебный курс – это лишь возможность первого шага на пути духовного роста. Сайт – это открытая система: это и система ссылок на другие сайты по темам тематического плана учебной программы, это дополнительные ссылки на сайты православного интернета, это возможность консультаций и обсуждений вопросов на специальном форуме. Такая технология обучения предусматривает самостоятельную работу студента с текстами лекций, и – последующие семинары-консультации, тематика которых в принципе задана лекциями, но не ограничена, и здесь опять все в руках преподавателя, у него есть возможность живого диалога с аудиторией. Вектор диалога задан, но насколько глубоко будут здесь освещаться те или иные темы, и какие именно темы – все зависит от возможностей восприятия аудитории.



[1] ст.1 Федерального закона №309 от 1.12.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

[2] Ольга Янушкявичене

[3] при желании можно сослаться на сайт nravcultura.narod.ru , где тот же материал дан под шапкой «Духовно-нравственная культура России» (возможно, со временем на «Нравкультуре» материал будет шире)