Разработка учебных программ и учебных пособий по духовно-нравственной культуре: проблема реализации воспитательных возможностей дисциплины, страница 3

Здесь, конечно, может помешать шаблонное отношение к содержанию образования, могут помешать образовательные стандарты – иными словами – инерция. Например, современная учебная программа по ОПК, следуя усвоенному по инерции образовательному шаблону, отводит храму, иконе место на глубокой периферии. Называется там все это «церковное искусство», и, как и было положено в учебниках прошлого, изучается это искусство в последнюю очередь (помните, в учебниках истории: последний параграф темы на полторы страницы: «культура и искусство такой-то эпохи»? так и здесь). А ведь храм, иконы – это не периферия православной культуры, это не просто искусство – это СВЯТЫНИ, это неотъемлемая часть самого святого в Православии – богослужения; только ученик никогда не поймет и не почувствует этого, потому что большую часть времени он будет изучать историю Ветхого и нового завета, догматику (из соображений политкорректности названия содержательных линий слегка изменены, но суть та же), а те точки, в которых он реально встречался с Православием, так и останутся неосмысленными. Как же ученик почувствует и поймет, что есть святость в православном понимании, если уже в учебном пособии святыни задвинуты на задворки! А без понимания и чувства святыни вся православная культура – пустая теория.

А сейчас я хотел бы кратко сказать о еще одной важной проблеме – важной с точки зрения воспитательных задач. Мы не всегда задумываемся, что для того, чтобы воспитание вообще имело место, необходимо одно важное качество. Источник знаний, мнений, правил, запретов, образцов поведения – в общем, всего того, что должно воспитывать ученика – этот источник должен быть АВТОРИТЕТНЫМ в глазах ученика. Это совершенно необходимое условие для воспитания, для того, чтобы ученик не только запоминал информацию, но и адекватно ее оценивал. Чтобы воспитание происходило, это должна быть позитивная оценка, ученик должен оценивать услышанное как «важное», «нужное». Без авторитета возможно образование, но воспитание невозможно.

И вот тут мы сталкиваемся с самой важной специфической чертой современной аудитории.

Коротко ее можно охарактеризовать так: то, что является авторитетным в Православии, для церковного человека – для человека светской культуры может быть совершенно неавторитетно.

Эту проблему я подробно рассматриваю в двух статьях: «Проблема подбора материала в преподавании предметов из области духовно-нравственной культуры», находится в печати, выйдет в межвузовском сборнике, издаваемом факультетом дополнительного образования НГПУ, и «Научно-методические основания к разработке учебного курса "духовно-нравственная культура", находится в печати, выйдет в межвузовском сборнике, издаваемом кафедрой истории культуры НГУ. Здесь я приведу только выводы.

Вывод таков: нам приходится говорить об отборе авторитетного материала, который был бы авторитетным не только в наших собственных глазах, но и в глазах ученика. Авторитетность я понимаю в самом широком смысле слова: Авторитетный материал – такой материал, который заслуживает внимания, заслуживает доверия ученика, студента.

Я приведу хрестоматийный пример использования авторитетного материала из миссиологии:  В книге «Деяний Апостольских» в 17 главе описана известнейшая проповедь ап. Павла в афинском ареопаге. И апостол Павел в этой проповеди, проповедуя Христа, апеллировал не к израильским пророкам (как он делает это в послании к Евреям), но к собственным, языческим авторитетам афинян: к их алтарю, к «их стихотворцам», и, отталкиваясь от этих моментов, он строит свое благовестие. А сколько в нашей культуре стихотворцев – от Симеона Полоцкого до Пастернака – чье творчество могло бы послужить нашему рассказу о Православии!

Есть, правда, другой пример: один из известных методистов [2] предлагает, опираясь на возрастную психологию, в начальной школе давать все православное вероучение. Дело в том, что в этом возрасте авторитет учителя непререкаем, и любое его слово воспринимается на веру. В старших классах авторитета учителя уже недостаточно, и к этому строку все вероучение нужно, по данной методике, уже дать учащемуся. На самом деле легко понять, что такой методический подход заранее обрекает ученика на переоценку всего, что держалось на авторитете учителя. Это значит, что человек вырастет и все услышанное о Православии  может посчитать «детскими рассказами». Такое сплошь и рядом происходило в образовании конца XIX века, когда «авторитетное» в ту эпоху естествознание заставляло негативно переоценивать услышанное на Законе Божием, а противопоставить авторитету позитивизма иной авторитет школьное образование не смогло. И ведь удивительно, что методист сама говорит о том, что учитель обязательно перестанет быть авторитетом, что это неминуемо, но при этом предлагает все вероучение привязывать к авторитету учителя!

Поэтому, я думаю, необходимо опираться именно на авторитетный материал.

Есть очень важный для нас пример в нашей истории: пример того, что же является для людей авторитетным. Это рассказ о «выборе вер» из Повести Временных Лет. По сути, при решении этого важнейшего вопроса было озвучено два аргумента: их можно назвать «аргументом красоты» (как вы помните, послы князя Владимира сказали, что уже не могут жить без той красоты греческого богослужения, равной которой на земле они видели), и «аргументом предков» (бояре привели Владимиру в качестве довода пример его «бабки Ольги, которая была мудрейшей из людей»).

Вот на этом и надо строить тематический план: на именах авторитетных – для светского человека – предков, деятелей отечественной истории и культуры, и на произведениях православного богослужебного искусства, которые способны затронуть душу человека.

Сфера культуры, сфера искусства – это не тема и не раздел в тематическом плане предмета «православная культура»; это способ, метод знакомства с Православной традицией, потому что это сфера потенциально авторитетного материала.