Подвиг святости в Русской Церкви

Страницы работы

Содержание работы

ПЛАН.

1.  Исторический путь русской святости.

2.  Подвиг святости в лице преподобного Феодосия, как исполнение евангельского завета о любви.

3.  Преподобный Сергий Радонежский – воплощение идеального образа святого на Руси.

4.  Преподобный Нил Сорский и преподобный Иосиф Волоцкий, как представители противоположных духовных традиций.

5.  Заключение: «Трагедия древнерусской святости» и возвращение к идеалам.

Христианская культура Древнего Востока, воспринятая Русью от Ви­зан­тии, во многом предопределила и русский тип святости, который как бы впитал в себя весь предыдущий духовный опыт и традиции Православного Востока. Но в то же время очень скоро христианская духовность на Руси при­обретает свои индивидуальные черты.

Подвиг святости в Русской Церкви представлен многими замечатель­ны­ми подвижниками, как монашествующими, так и мирянами: святые князья, святители, преподобные, юродивые, праведные,.. Но идеал святости, к которому стремится мир, всегда давало этому миру именно монашество. Известно, что состояние Церкви всегда определялось состоянием монашес­тва: «расцвет духовного подвига в монашестве всегда вызывал духовное возрождение и всей Церкви, упадок же был связан с упадком её духовной жизни» [1, с.4]. Поэтому в данной работе речь пойдёт о монашествующих, в чпстности о тех, кто является наиболее яркими их представителями, о их стремлениях, подвигах и духовной жизни.

Как уже было сказано, в первоначальное время русская духовная жизнь была в основном отражением духовности Востока – т.е. аскетической, созер­ца­тельной традиции. Но в последующие времена эта традиция изменяется – во главу угла ставиться жертвенная любовь, служение людям. Древняя русь нашла в этом свой идеал святости. Это идеал, укоренённый в Евангелии – лю­бовь к Богу и ближнему. Любовь эта проявляется в делах – в милосердии, благотворительности, служении людям.

В период татаро-монгольского нашествия начинается новый этап в ис­тории древнерусской святости – этап мистический, духовно-созерцательный. Но вместе с этим усиливается и идеал служения и любви к ближнему. Теперь эта любовь проявляется в готовности защищать свою веру и родную землю от поругания “неверных”. В ордынский период святые предстают пред нами не только как мистики-созерцатели, не только как деятельные труженики на благо ближних, но и как национальные герои, вожди, способные своей верой, жертвенной любовью, крепостью духа зажечь, объединить, вдохновить своих собратьев на подвиг. Этот подвиг был сопряжён с христианской идеей по­жер­­твовать собою “даже до крови” ради блага и спасения ближних. Святые князья, святители, монахи – всех их, несмотря на разность положения и слу­жения, объединяет одно – любовь к Богу, к земле русской, желание и готов­ность хранить истинную веру и защищить родное отечество. В этом смысле древнерусские святые являются как бы живым воплощением идеи Москвы как Третьего Рима, идеи Святой Руси. Русь свята по своему стремлению, по своему призванию, по своей цели. Её цель – хранение истинной веры – Пра­во­славия – и несения её всем “сидящим во тьме”. И ради исполнения этой цели укрепляется Русь, соединяются её земли, идут на смерть святые князья и их соратники, ради этой идеи погружаются в “паутину” политический дел святые епископы, ради этой цели проливают свои слёзы, молясь за землю русскую, святые печальники-подвижники.

В московский период мистическая и деятельная традиции, так гармо­нично существующие до сих пор, вступают в противоречие и даже противо­действие. В этом противодействии внешняя победа досталась деятельной традиции – сторонникам социальной деятельности Церкви. Но идеал Святой Руси не погиб, она не забыла его насовсем и пронесла его через величайшие трудности и испытания.

Ярким представителем первой эпохи древнерусской святости является отец русского монашества – святой преподобный Феодосий Киево-Печер­ский. Эпоха, в которую родился и жил преп. Феодосий – одна из самых блес­тящих эпох русской истории. Это расцвет культуры – архитектуры, живопи­си и поэзии. Русский народ начинает осознавать себя как единую нацию. Раз­вивается церковная литература, иконопись, храмостроение, причём наряду с Византийским влиянием здесь наблюдаются уже свои, русские, самобытные черты. Расцветает русское монашество, которое “сразу же начало свой золо­той век: просияло выдающимися образцами сурового, жестокого, иноческого подвига” [2, с.233]. Вначале монашество не ставило своей задачей социаль­ное служение. Его служение было духовным, оно оказывало нравственное влияние на мир. Взирая на монахов, которые показывали людям путь отрече­ния от мира, русский народ усвоил себе аскетическое, чисто монашеское по­нимание христианства.

В лице преподобного Феодосия русская духовность, сохранив тради­цию аскетики Древнего Востока, усиляет евангельский элемент служения Богу и людям. В нём Древняя Русь нашла свой идеал, который возлюбила на многие века – гармоничный идеал монашеской жизни, которая включает в себя и молитвенно-созерцательную сторону, и служение людям.

Уже в детстве поведение св. Феодосия показывало, каков он будет. Лю­бовь к церковным богослужениям, удаление от от детских игр, кротость, ти­хость, книголюбие, стремление к духовному просвещению – вот черты, кото­рыми житие характеризует святого. Весёлые детские игры, смех, шум, даже светлые одежды тяготят мальчика. Подражая уничижению Христа, Феодосий работает вместе с рабами своих родителей, чтобы быть, «яко один от убо­зих». Житие преподобного повествует нам о долгой борьбе его с матерью, враждебно настроенной к его духовным подвигам, из которой Феодосий, бла­го­даря смирению и кротости, выходит победителем.

Монашеская жизнь Феодосия, в отличии от его учителя – преподоб­но­го Антония, была соединением созерцания и великих подвигов с практичес­кой и организаторской деятельностью. «Время его правления, несомненно, лучшая пора в истории Печерского монастыря» [1, с.119].

Особенно бросается в глаза его трудовая, жертвенная деятельность, он готов работать и за себя и за других. Эта непрерывность трудов сопряжена с непрерывностью молитвы, которой преподобный посвящает все ночи и всё время Великого Поста.

Феодосий был вторым (после Антония) русским старцем. «Признаки старчества у Феодосия налицо: он принимает откровения помыслов, руково­дит духовными чадами и облечён благодатными дарами (харизмами)» [1, с. 119]. Своё служение Феодосий не ограничивает стенами монастыря, он об­ра­ща­ет его к миру: становится духовником не только братии, но и мирян, вся­чески печётся об их спасении. И.М.Концевич выделяет четыре формы служе­ния преп. Феодосия миру:

1)  молитва за мирян;

2)  учительство, если нужно – обличение;

3)  заступничество или печалование;

Похожие материалы

Информация о работе