Обстоятельства жизни Давида упоминающиеся в надписаниях псалмов. Что понимается под «Законом» и «Оправданием» в 118-м псалме? Последовательность испытаний, постигших Иова, и его ответ на них, страница 3

Что касается книги Песнь песней, то она, по Церковному разумению, яв­ля­ется наивысшим из всех ветхозаветных пророчеств о Мессии “даже как бы не пророчество, а историческое изображение Христа воплотившегося, вочеловеч­ше­гося и совершающего дело спасения человечества” [1, т.5, с.40]. Свт. Афана­сий Великий пишет об этой книге, что “Песнею песней называется она потому, что следует после других песней и что после сей песни нельзя ожидать других песней… Всё Божественное Писание пророчествует о сошествии к нам Слова и явлении Его во плоти… Все сии пророчества суть песни, а Песнь песней как-бы уже не пророчествует или предсказывает, но показывает Того, о Котором дру­гие предвозвещали как-бы уже пришедшим и принявшим плоть человечес­кую…” [1, т.5, с.40].

10. По мнению автора книги Екклесиаста всё в этом мире, кроме веры в Бо­га, и дел её, “суета и томление духа”. Весь опыт жизни автора приводит его к убеждению, что лучше “делать добро” (Екк. 3,12) и пользоваться “во всех труд­ах сво­их” (Екк. 5,17) теми благами, какие Бог дарует человеку. Все вопросы этой жиз­ни неразрешимы, а поэтому “нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, ко­торые дал ему Бог под солнцем” (Еккл. 8,15). “Истина представляется в том, что земное счастье, да­руемое нам Богом, следует принимать с благодарностью, сми­ре­нием, вни­ма­нием и со страхом Божиим. В жизни, конечно, бывает немало су­е­ты, но мысль, что прах возвратится в землу, а дух возвратится к Богу, Который дал его, содер­жится таинственная надежда, хотя, может быть, неосознанная” [4, с. 58].

“Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, пото­му что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо” (Еккл. 12,13–14) – этот, сделанный автором вы­вод и можно назвать единственным возможным выходом из круговороти суеты.

11. Безумным в книге Притчей Соломоновых назван человек, сознательно удаляющийся от Бога своими злодеяниями, а, следовательно, глупость тоже мож­но назвать пороком. Кроме того, что нечестивые люди сами отступают от Бо­га (Прем. 3,4; Притч. 14,2), но и “пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения” (Притч. 4,16; так же Притч. 16,29).

“Служение идолам, недостойным именования” автор кн. Премудрости Со­ломона называет началом и причиной всякого зла (Прем. 14,27). “Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, веро­лом­ство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, забвение благодар­нос­ти, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и рас­путство (Прем. 14,25–26). Разного рода языческие обряды, связанные с идо­ло­служением названы здесь “делами волхвования” (Прем. 12,4). Обличение идо­лопоклонства мы встречаем так же в Прем. 13,10; 15,14–15. Порицается зо­олатрия (обожествление животных) (Прем. 11,16; 12,24; 15,18) и поклонение раз­личным силам природы (Прем. 13,2–3). Для некоторых языческих культов характерно было принесение в жертву людей и пожирание на жертвенных пи­рах внутренностей человеческой плоти и крови (Прем. 12,4–6).

В книгах Премудрости и Притчей Соломона порицаются так же такие че­ловеческие пороки, как ропот, злоречие (Прем. 1,11), многословие (Притч. 10, 19), лживость и лукавство (Притч. 4,24; 6,12–15,17; 11, 3,9; 14,5; 16,27–30; 24, 28), злорадство (Притч. 24,17), притеснение слабых (Прем. 2,10–12), высо­коме­рие, тщеславие (Прем. 5,8; 14,23), гордость (Притч. 6,17; 11,2; 14,3), лень (Прит. 6,9–11; 10,4; 26,13–17,24–26). Недопустимы для человека злоба (Притч. 6,18), не­нависть к людям (Прем. 10,12,18), убийства (Прем. 14,24; Притч. 1,11; 6,17).

Значительное место в Притчах уделяется предостережению от блуда (Притч. 5,1–11; 6,29,32–33; Прем. 14,24).

12. В качестве третей паремии на многие Богородичные праздники чита­ет­ся фрагмент книги Притчей Соломоновых (9,1–11). В нём говорится о Божес­твенной Премудрости, под которой “священномученик Игнатий Богоносец, свя­титель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и другие святые отцы ви­дят Господа Иисуса Христа” [5, с. 11.]. Под домом, созданным Премудростию разумеется Новозаветная Церковь (1 Тим. 3,15) – Царство Божие на земле – соз­данная Сыном Божиим через Его воплощение. “В этой паремии прямо не гово­рит­ся о Пресв. Богородице, но чтение это не может не напомнить о Ней верую­ще­му, потому что именно Богородица послужила делу воплощения Божествен­ной Премудрости – Сына Божия, Который кровью Своей создал Церковь Свою” [6, с.47] Как на столпах, Церковь Христова зиждится на семи (число полноты, совершенства) дарах Святого Духа (Ис. 11,12), семи  таинствах, на определе­ни­ях семи вселенских Соборов. Верующим в Церкви уготованы Господом обиль­ные блага, величайшим из которых является причащение Тела и Крови Христо­вой в Таинстве Евхаристии, изображённой в данном тексте под образом трапе­зы. К Своей трапезе Премудрость приглашает людей, не удовлетворяющихся мудростью века сего, посредством проповеди апостолов, евангелистов и других проповедников. Но Господь предостерегает от близкого общения с теми, кто упорно не желает откликнуться на Его призыв и обличение для которых болез­ненно, ибо, навлекая на себя опасность, можно повредить и делу проповеди. На­против, научение премудрого, боящегося в чем-то нарушить волю Божию, лишь преумножит его мудрость и праведность.