Обстоятельства жизни Давида упоминающиеся в надписаниях псалмов. Что понимается под «Законом» и «Оправданием» в 118-м псалме? Последовательность испытаний, постигших Иова, и его ответ на них, страница 2

Если бы Иов сознательно превозносился перед Богом и людьми, он бы шёл против своей совести, а, по его собственному утверждению, совесть ни в чём его не укоряет (Иов. 27,6). Подобно ап. Павлу, который говорит о себе: “хо­тя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Гос­подь” (1 Кор. 4,4), Иов, осознавая свою праведность пред Богом, понимает и всю ма­ло­значимость суда человеческого.

7. Друзья Иова, согласно своему жизненному опыту отстаивают ту точку зрения, что Господь за благочестие человека награждает его всеми благами зем­ными и, напротив, за нечестивую и греховную жизнь наказывает. Взгляду своих друзей, широко распространённому в то время, Иов противопоставляет свой соб­­ственный. Так, он вопрошает: “почему беззаконные живут, достигают ста­рос­­ти, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед гла­­зами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них… проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они го­ворят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!” (Иов. 21,7–9; 12–14). И сам же заключает, что “счастье их не от их рук” (Иов. 21,16), т.е., не за­ви­сит от их благочестия.

Одна из речей Иова (гл. 24) приводит ряд примеров того, как безнака­зан­ным на земле остаётся достойное проклятия: притеснения слабых сильными (ст. 2 –12), совершаемые под покровом ночи преступления – убийства, прелюбо­дея­ния, кражи (13–16). “Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божес­твен­ною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем уми­ра­ют такою же смертю, как и все остальные люди… Намекая на восточный обы­чай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корню, Иов хо­чет сказать, что стебли и корень нечестивого – его потомство – продол­жа­ет су­щес­твовать, не исчезает, как утверждают друзья. Взгляд Иова не может быть опро­вергнут” [1, т.4, с.77].

Затем, Иов приходит к выводам о гибели нечестиых, но оружие своих дру­­зей, с которым они пришли к страдальцу, он обращает против них, желая по­казать им, на­сколько отлично его поведение в скорбях от поведения нечестивых (Иов. 27,13–23).

8. “Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жер­твы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы” (Еккл. 9,2) – смерть. Если в начале Екклесиаст задаётся вопросом, име­ет ли человек преимущество перед скотом и восходит ли после смерти душа его (Еккл. 3,21), то вывод, к которому он приходит, утверждает, что “возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его” (Еккл. 12,7). Автор признаёт личное существование человека после смерти, но вне тела оно уже не совсем полноценно, не имеющее жизненных проявлений (Еккл. 3, 5, 6). Екклесиаст не возвышается до мысли о загробном воздаянии различном для праведников и грешников (Еккл. 3,5). “Утверждая вообще существование суда Божия ((Еккл. 12, 14) – Л.Д) Екклесиаст нигде не распространяет его на поту­сто­роннюю жизнь. Мало того, он описывает её в чертах, исключающих всякую мысль о воздаянии” [1, т.5, с.29].

Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова так же утверждает, что вся­ко­го человека ожидает смерть (Сир. 14,18). “Человек познаётся по делам своим” (Сир. 11,28) и что он выберет, то и дано ему будет Господом – духовная жизнь или смерть (Сир. 15,17). Здесь уже говорится о воздаянии в день смерти (Сир. 11,26), мысль об ожидании которого приводит человека в страх (Сир. 40, 2). Так, о людях благочестивых автор говорит, что “боящемуся Господа благо бу­дет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение” (Сир. 11, 13). Не овладеет ад благочестивыми, “и не сгорят они в пламени его” (Сир. 28, 25). Люди нечестивые, напротив, низвергнутся во ад (Сир. 9,15; 21,10–11; 28, 26). В аду же для души уже не будет места прославлению Бога и богоугодным под­ви­гам (Сир. 17,24), но только воздаяние за дела земные, причём, не важно будет, сколько лет человек прожил на земле (Сир. 41,7), но как (Сир. 41,16). 

9. Хотя правила, предписания и наставления о снискании мудрости пер­вой из канонических книг, приписываемых Соломону – книги Притчей “не до­с­тигают ещё совершенства и идеальной чистоты нравственного учения Господа Иисуса Христа и Его апостолов, однако богодухновенность и канонический ав­то­ритет этот утверждаются уже многократными ссылками на книгу Притчей в Новом Завете” [1, т.4, с.419]. В качестве примера в Толковой Библии приведе­ны: Притч. 1, 16, сл. цит. в Рим. 3, 15 –17; Пр. 3, 11 – 12 в Евр. 12, 6; Пр. 3, 34 в Иак. 4, 6, 1 Пет. 5, 5. Мужи апостольские – Климент Римский, Игнатий Богоно­сец, Поликарп Смирнский и др. – так же часто цитировали эту книгу, как ветхо­за­вет­ное богодухновенное писание. “В Апостольских правилах и во всех кано­ни­ческих соборных исчислениях Православной Церкви книга Притчей всегда помещалась в числе 22-х канонических книг Ветхого Заета” [1, т.4, с.419].

В каноническом достоинстве книги Екклесиаста некоторые древние тол­ко­ватели (Иустин, Ириней, Климент Александрийский, Ориген) сомневались, изъясняя в отрыве от контекста некоторые соблазняющие их места.