Монашеская жизнь в Древней Руси. Крещение Господа нашего Иисуса Христа – Богоявление. Проповедь на Крещение Господне

Страницы работы

Содержание работы

Монашеская жизнь в Древней Руси

Идеал монашеской жизни был выработан на Руси не позднее 11 века. Целью монашеской общины было не только личное совершенство, но и освящение народной жизни. Устав монашеской жизни предписывал полное послушание авве, которому надлежало быть не только личным примером для монахов, но и наставником, который применял Устав в зависимости от уровня каждого.

Начало русского монашество знало попытку направить жизнь монаха по афонскому образцу – отшельническому, совершенно отделённому от мира. Но, несмотря на глубокую духовность и аскетическую жизнь св. Антония (983-1073), эта попытка провалилась. Св. Антоний долгое время жил на горе Афон и вернулся в Киев (не ранее 1028 г.), чтобы основать там первый русский монастырь. Он встретил нескольких монахов, которые выкопали пещеры в днепровских утёсах. Св. Антоний занял пещеру священника Илария (Илариона), призванного к митрополичьему служению. Всю свою жизнь св. Антоний не изменял своему идеалу монашеской жизни и не соглашался возглавить остальных монахов. Каждый из них жил в своей пещере, составляя, таким образом, лишь группу отшельников. Умер св. Антоний в 1073 г., окружённый всеобщим почитанием.

Студийский Устав был введён в обители св. Феодосием, который стал настоятелем Печерского монастыря в 1057 г.

Этот Устав стал основным для большинства русских монастырей. Студийский Устав (принесённый из Константинополя) регулирует монашескую жизнь и богослужение в монастыре. Св. Феодосий внёс множество нововведений. Он ввёл четыре категории монахов: послушников, носивших мирскую одежду; иноков без схимы; монахов, принявших малую схиму; монахов, принявших великую схиму.

Его обитель вскоре стала источником епископом и миссионеров, отправлявшихся на проповедь в самые отдалённые области. Первая национальная летопись была написана в Киево-Печерской Лавре; там же переписывались богослужебные книги, Священное Писание и велось обучение наукам и искусствам. Монастырь был центром русской иконописи, покровителем которой был св. Алипий, киевский монах. От византийских монахов было перенято искусство фрески. Киевская Лавра произвела множество крупнейших канонизированных святых, и её значение для Киевской Руси было исключительным.

Св. Феодосий скончался в 1074 г., а в 1097 г. было обретено его нетленное тело. Он был канонизирован в 1108 г. и стал одним из наиболее почитаемых в России святых. С его жития, написанного монахом Нестором Летописцем, - самой популярной среди русского народа книги - были сняты сотни копий.

Из двух духовных путей монашеской жизни ‑ представленного св. Антонием (строго аскетичного и полностью оторванного от интересов этого мира) и Св. Феодосием (строго аскетичного, но наполненного любовью к людям, их нуждам и страданиям), ‑ русский народ выбрал последний. Создатель Киевской Лавры остался идеальным монахом, способным соединить строгую и непорочную жизнь с трудом по образованию современников.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа – Богоявление.

Святое Крещение Господне празднуется 6/19 января. Богом был послан св. Иоанн Креститель, который должен был стать Предтечей Христа и подготовить людей к тому, чтобы уверовать в Него. Тысячи людей приходили к нему за духовным советом. Он взывал к ним: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» (Мф. 3:2). Тех, кто каялся, исповедуя свои грехи, он крестил в реке Иордан.

«Хотя Иисус был безгрешен, Он пришёл к св. Иоанну креститься, чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3:13-15). Иисус Христос был крещён св. Иоанном в Иордане в 30 лет. При Его крещении произошло чудо. Небеса отверзлись, и Святой Дух снизошёл на Иисуса в виде голубя. Свыше был слышен глас Божий, говоривший: «Это Мой возлюбленный Сын, на Котором Моё благоволение» (Мф. 3:16-17).

Очевидно, что при Крещении Богом Отцом было явлено доказательство божественности Христа. Оно означало, что Иисус Христос – Сын Божий и, в то же время, будучи рождённым от Благословенной Девы Марии при посредстве Святого Духа, Он также «Сын Человеческий» (Ин. 5:26-27).

Крещение – одно из семи Таинств Восточной Православной Церкви. Ни один человек не может стать христианином, иначе как «родившись от воды и Духа» (Ин. 3:5), а также никто не может быть спасён, иначе как будучи крещённым и веруя. Праздник Крещения также называется Богоявлением, так как в ходе этого события явилась Святая Троица: Бог-Отец, Чей глас был слышен, Бог-Сын, Который был крещён в Иордане и Бог ‑ Святой Дух, явившийся в виде голубя.

В воспоминание о Крещении Христовом в этот день во всех Православных Церквах совершается Великое освящение воды для домашних нужд верующих.

Проповедь на Крещение Господне

(о. Александр Шмеман)

«Он принял на себя наши немощи»

Почему Иисус, Сын Божий, пришедший исцелить мир от греха Своей собственной безгрешностью и сделать человечество причастным божественной жизни, пожелал и даже потребовал от Иоанна крещения? Из Священного Писания мы знаем, что этот вопрос был и в глубине сердца Иоанна. «Мне нужно быть крещённым Тобой, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Вот ответ Церкви.

Принимая крещение, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, со всеми грешниками без исключения. Он отождествляет Себя с каждым грешником, нуждающимся в прощении, спасении и возрождении… Он отождествляет Себя с каждым из нас. Будучи крещённым, Он показывает, что пришёл не чтобы судить и выносить приговоры или привносить извне, так сказать, с высоты собственного совершенства и божественности, правила и законы, а чтобы объединиться с нами, и, став одним из нас, сделать нас причастными Его совершенной и безгрешной жизни. Иоанн Креститель сказал о Нём: «Смотрите, вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира!» (Ин. 1:29). Христос вошёл в мир как младенец, и в Своём рождестве Он принял на Себя и усвоил Себе нашу природу. Сын Божий стал Сыном Человеческим. И он сделал это не для праведных, а для грешных и заблудших. Он любит их жертвенной любовью, Он отдаёт им Себя и всю Свою жизнь. Здесь, в крещении Иоанновом, Он, Безгрешный, соединяется с нами грешными; Он, Спаситель, соединяется с заблудшими, ибо нет такого греха, который превозмог бы любовь Бога к нам. В крещении Он соединяется с жизнью грешного человечества так же, как позже, в конце, Он, Бессмертный, добровольно соединяется с человечеством в смерти. Всё это свидетельствует, что Христос желает спасти нас любовью и только любовью, но любовь означает, прежде всего, единство с тем, кого ты любишь. Как сказал пророк Исайя, «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни… и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:4,5).

Несториане.

Ещё один персонаж ранней Церкви – по имени Несторий – учил, что, поскольку Мария, Мать Иисуса, была человеком, Она не могла быть Матерью Божией (Богородицей). Она была матерью лишь человеческой природы Иисуса (Христородицей). Божественная природа была наложена на человеческую при зачатии. В результате Иисус получил две различные природы, соединенные вместе, как вода и масло – вместе, но раздельно.

Церковь ответила Несторию и его последователям «нет». Она обвинила его в разделении Христа на два лица. Халкидонский Собор в 451 г. по Р.Х. сформулировал Несторию ответ, по сей день являющийся классическим определением того, как Бог стал Человеком в Иисусе.

Учение о том, что Иисус был Богом и Человеком не означает, что Он имел тело человека, в котором место обычной человеческой души занимал Бог. Оно означает, что подлинный человек с человеческим телом и человеческой душой был настолько соединён со Вторым Лицом Святой Троицы, что составлял с Ним одно Лицо.

Мы должны всегда помнить, что человеческая и божественная природы в Иисусе принадлежат одному Лицу: Сыну Божию, Второму Лицу Святой Троицы. Кроме того, это две самостоятельные природы, а не одна. Божество не поглотило человечество. Одно Лицо смогло полно и неложно действовать в обоих природах.

Похожие материалы

Информация о работе