Латинская Америка в водовороте рыночных отношений, страница 4

вил, что отныне приватизация будет иметь "человеческое лицо", власть не допустит социально опасного увольнения трудящихся, устанавливается контроль за денежными поступлениями от продажи государственных компаний, полотна гыручкн от приватнзаи',:;'. должна направляться на сооружение объектов инфраструктуры. Что касается такой "чувствительной" сферы, как социальные услуги, то вводится запрет на увеличение тарифов на электричество и воду. В Бразилии, не раз игравшей роль политического флагмана в регионе и даже во всем "третьем" мире, процесс приватизации оказался очень не простым и растянулся на годы. Средоточием социально-партийных конфликтов он стал во время выборной президентской кампании в октябре 2002 г., вызвав раскол общества.

В Чили президент Р. Лагос испытывает сильное давление со стороны имущественной элиты, нр.стаиваюше;- на приватизги;'и оставшихся государственных компания, особенно такой стратегически важной, как меднорудная компания "Коделко" (Чили — один из крупнейших мировых производителей меди). Несмотря на это и на рост плате/:.гй по обслуживанию внешнего долга, глава государства принял решение отказаться от непопулярного среди основных масс населения шага.

Кстати, одной из причин финансовых трудностей последнего времени в Чили (расту-щий дефицит платежного баланса по текущим операциям) стала рыночная открытость для ТНБ стратегически важной банковско-кредитной сферы. Утрата национальным капиталом господствующих позиций в данной сфере, недостаточность государственного регулирования обернулись ростом спекулятивных операций, расширением недобросовестной банковской прак-

тики, увеличением оттока за рубеж прибылей. Выросли заимствования за границей. Понятно в этой связи стремление властей установить более жесткий контроль за деятельностью зарубежных банков.

Вместе с тем в процессе приватизации в странах Латинской Америки появились и признаки возврата на прежние позиции. В Мексике, например, в конце .шрглА 2002 г. Верховны;": суд принял беспрецедентное решение о признании "неконституционным' декрет 2001 г. президента страны В. Фокса о допуске частного капитала в производство и торговлю электроэнергией. Впервые в истории республики парламент выступил с иском против действий главы го-сударства. После нескольких месяцев напряженного разбирательства было признано, что президент нарушил 27-ю статью конституции страны о закреплении государственной монополии в данной отрасли. Появились "тектонические" сдвиги и в другом направлении. В ряде стран региона развернулось движение в защиту природной ренты (сверхприбыли в стратегических отраслях), которая должна находиться в руках государства, всего общества. Его представители все чаще ставят вопрос: почему наши государства, располагающие такими богатыми недрами, так бедны?

Кстати, приватизация относится к числу именно тех процессов, в которых легкая первоначальная победа через какое-то время может обернуться поражением.

Стратегические отрасли экономно!: сфера противостояния. Хотя в эпох-у высоких технологий природные ресурсы в целом и утратили свою традиционную значимость, это касается, однако, не всех таких ресурсов. Среди них имеются и такие, по которым сохраняется природная рента, т.е. возможность получать сверхприбыль, торгуя аесотворенным богатством (если абстрагироваться от затрат •надобычу). Речь в первую очередь идет о главном индустриальном энергоресурсе - нефти. Рынок нефти один изтгаиболее-неуетойчивых среди мировых товарных рынков, причем резкие колебания связаны не только с конъюнктурными изменениями, но и с политическими причинами. В конце 90-х гг. минувшего столетия мировые цены на данный стратегический товар то трехкратно уменьшались, то более чем трехкратно увеличивались (в диапазоне от 8 до 30 долл. за баррель), что отрицательно сказывалось на общем экономическом положении нефтеэкспортирующих стран, в том числе и таких крупнейших, как Венесуэла и Мексика. На мировом нефтяном рынке идет жесткая конкурентная борьба — страны-покупатели этого энергоресурса стремятся к снижению цен, страны-экспортеры. наоборот, выступают за их повышение. США — главный мировой импортер нефти. Латиноамериканские страны, добывающие нефть, всегда хотели сохранять ее в государственной собственности, рассчитывая таким образом подчинить национальное достояние общественным интересам. В ряде стран региона государственный бюджет формируется в основном за счет поступлений от нефтедобычи. Огосударствление нефтяной промышленности в Мексике произошло еще в 1938 г. (в Аргентине государственная нефтяная компания "ЯПФ", первая среди промышленных, была основана в 1922 г.). Вопрос о принадлежности стратегических, прежде всего рентных, отраслей экономики не потерял своей остроты и поныне, а, возможно, обострился. Усиление глобализации — одна из причин этого, ибо стали увеличиваться имущественное расслоение, коррупция, преступность, ухудшаться положение среднего класса с неизбежным нарастанием социального недовольства. Осложнились, стали более противоречивыми макрополитические процессы -при опасном ослаблении регулирующих функций государства возросли требования крупных предпринимателей развернуть приватизацию государственных компаний, создать максимальный простор для частной деятельности. Возникла деформированная ситуация, при которой богатые слои решали за все население. Это порождало неуверенность в общественно-политической жизни, создавало почву для экстремизма. О том, что противоборство вокруг рентных отраслей не прекращается. свидетельствуют, например, бурные события последнего времени в Венесуэле. являющейся производителем и экспортером нефти мирового значения (4-е