Латинская Америка в водовороте рыночных отношений, страница 2

Аргентина — член южно-американского экономического содружества "Меркосур", созданного ею в 1991 г. вместе с Бразилией, Уругваем и Парагваем и стремившегося к обретению самостоятельной позиции в Западном полушарии (вплоть до создания обшей единой валюты), а также среди развивающихся стран. Так, в декабре 2000 г. г Браз;-;:»;:; было подписано соглашение о формировании зоны свободно;: торговли с Южной Африкон- Усиление связей .''ежду латиноамериканским; 1 странами неизбежно привело к тому, что ар.-сктглския спад начал сказываться на соседях, даже на таком гига.гге. :<а,; Бразилия с населением 170 млн. человек. У нее накопился огромный внешний долг (264 млрд. долл.); возникли биржевая лихорадка, платежные перебои, вз страны. привлекавшей капиталы с разных континентов,

она превратилась в рыночное пространство с инвестиционным кризисом и т.д.

Несмотря на то что Бразилия строго следовала условиям соглашения, заключенного в 1999 г. с МВФ, курс реала с начала 2002 г. к середине года упал почти на 40% и находился на самом низком уровне с 1994 г. По международному индексу финансовых рисков Бразилия к середине года заняла третье место в мире, уступая в регионе только Аргентине. Аргентинский кризис перекинулся и на Уругвай, который традиционно рассматривался в регионе в качестве "латиноамериканской Швейцарии". Такой имидж обеспечивался, в частности, обшей экономической стабильностью и наличием процветавших банков. Именно там многие аргентинцы предпочитали держать свои денежные средства, чему способствовала также привязка национальной денежной единицы к доллару С конца 1990-х гг. Уругвай, как и ряд

других стран региона, стал испытывать некоторые финансовые трудности, которые заметно обострились под воздействием аргентинского кризиса. С начала 2002 г. постоянно сокращались валютные резервы и в результате в "черный вторник" 30 июля уругвайское песо сразу обесценилось на 23%. Под угрозой массового отгока средств (за полгода были изъята треть вкладов) банки на несколько дней закрылись - у и?; дверей образовались толпы клиентов. Практически и здесь произошел мини-дефолт'Вб многом схожая сигуц^;..-: с.-сж.г^сьи в Пар^пие. ?"?. впрочем, не было неожиданностью. Тесные экономические связи с крупными соседними странами, экономическое положение которых резко ухудшилось, жизнь взаймы с не-

посильным внешним долгом, финансовая рецессия и фондовые неурядипы в США — эти и другие причины подготовили соответствующие условия. Страх аргентинской "эпидемии" стал охватывать и другие страны Южной Америки. Когда в декабре 2001 г. в Аргентине начался экономический хаос, многие аналитики, в том числе и американские, предполагали дальнейшее развитие событии по двум сценариям. Первый -- стране удастся взять ситуацию под контроль: второй кризис не перейдет национальные границы и останется в пределах аргентинской территории. Однако ни тот. ни другой вариант не осуществился1. В начале августа 2002 г. министр финансов США Пол О.Нил прибыл в Южную Америку, посетив три охваченные кризисом страны — Уругвай, Бразилию и Аргентину. Маленькому, но знаковому Уругваю была оказана необычная помощь - от имени правительства США ему предоставлялся срочный кредит в размере 1.5 млрд. долл. Дополнительные средства будут поступать уже через М ВФ с условием выполнения сто требований по стабилизации денежного обращения и созданию благоприятных условий по обслуживанию внешнего долга2. Важнейшей стране региона Бразилии была обещана на предстоящие 15 месяцев кредитная поддержка через каналы МВФ на огромную сумму в 30 млрд- до-"п-. из них б млрд. — з.о конца года. По своим масштабам такая поддержка сопоставима с той, которая была оказана азиатским странам в разгар их финансового кризиса в 1997 - !998 гг. Министр финансов США в принципе является противником предоставления крупной финансовой помощи развивающимся странам, попавшим к затруднительное положение. Однако в данном случае сыграли решающую роль два фактора - если не оказать помощи, то слишком глубокой была бы "черная финансовая дыра", куда стали бы затягиваться другие страны; и слишком опасно оставлять этого потенциального "флагмана" без поддержки накаетне президентских выборов. Что касается Аргентины, то она получила заверения о возможности завершения трудных переговоров с МВФ. Для экономических пентров, в первую очередь США, необходимо, чтобы в ведущих странах региона, особенно в Бразилии, восстановился устойчивый финансово-экономический рост г контролируемый внешний долг. В противном случае неизбежно возникает угроза демократическому порядку и появле1 езным; и пока еще выдод из него не найден- Во всяком случае доверие населения к властям не восстановилось.

Что касается других латиноамериканских стран, то, например, соцнально' экономическая напряженность является характерной чертой современной ситуацни в таком потенциально богатом государстве, как Венесуэла. Обосновавшиеся в США тысячи богатых венесуэльцев, недовольные проводимыми в их стране реформами, финансируют действия в ней оппозиционных сил-',И в Колумбии, где не одно десятилетие социально-экономические про-

блемы решались с помощью оружия, финансовые перекосы играют не последнюю роль. Приход к власти в середине 2002 г, нового президента страны А. Урибе ознаменовался введением на три месяца чрезвычайного положения с неизбежным ограничением гражданских праь и возможным сохранением в дальнейшем насилия4.