Крещения и Миропомазания. Крещение и Причащение. Пасхальная связь церковных Таинств. Богослужение великих церковных праздников, страница 4

Святые Отцы Церкви Христовой таинством называли не только Боговоплощение, но и спасительную смерть, и Воскресение Христово, и Преображение Христово, а так­же саму спасительную Веру Церкви и церковные священнодействия. Причем, некото­рые Отцы и учители Церкви к Таинствам церковным относили, кроме вышеназванных, чин освящения храма, пострижение в монашество и чинопоследование погребения.

Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) в «Православном катихизисе» по этому поводу пишет следующее. «В настоящее время принято считать, что в Право­славной Церкви имеется семь Таинств, но не всегда Церковь принимала это исчисле­ние, и оно условно, так как трудно провести грань между Таинствами и обрядами, через которые также преподаются благодатные дары. К тому же условия их совершения бы­вают те же, что и для святых Таинств. Это можно сказать, например, про великое и да­же малое освящение воды, освящение храма, антиминса и святого мира, пострижение в монашество, посвящение в церковнослужители. А также знамение Креста, особенно, если благословляет епископ или священник, несомненно, преподается благодатная си­ла. В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в сово­купности освящается вся жизнь человека и всего рода человеческого». («Православный Катихизис. Второе издание, с. 68-69).

Между всеми священнодействиями церковными (иногда условно подразделяемыми на Таинства и обряды) существует пасхальная связь, потому что все они являются бла­годатными средствами церковными, данными нам для освящения и спасения.

«Таинством Таинств» святой Дионисий Ареопагит называет Святую Евхаристию — новозаветную Пасхальную Трапезу, в которой мы получаем залог нашего воскресе­ния. Всякий раз, совершая Божественную Литургию, мы, по словам апостола Павла и по литургическим текстам, «смерть Господню возвещаем и Воскресение Его пропове­дуем».

Таинственную сущность Таинства Крещения изъясняет апостол Павел: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мерт­вых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6; 3-4). И апостол Петр учит, что Крещение «спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3, 21).

Крестившись во образ животворящей смерти и воскресения Христова (Рим. 6, 3-4), мы на Божественной Литургии причащаемся Святых Христовых Тайн во оставление грехов и в залог нашего воскресения.

Таинства Покаяния и Елеосвящения имеют спасительную цель — примирить и со­единить нас Святой Церкви, к которой мы присоединились через Крещение и Прича­щение, и от которой нас отдаляют грехи наши. Чрез эти Таинства по благодати Божией нам даруется совершенное, то есть полное прощение грехов наших и открывается путь к жизни вечной.

В Таинстве Священства Церковь молится о даровании рукополагаемому божест­венной благодати к совершению подвига священнослужения, а в Таинстве Брака — к прохождению мужем и женой супружеского подвига. Тот и другой подвиг уподобля­ются подвигу святых мучеников, пострадавших за Христа, а страдания за Христа — это участие в Христовых страданиях. Пасхальный смысл этих Таинств выражается в мо­литве о спасении святым мученикам: «Святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшийся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашым».


34 Наконец, все церковные Таинства и обряды всегда сопровождаются крест­ным знамением, осенением и благословением. Святитель Василий Великий (см. 91 пра­вило) говорит о крестном знамении как о первом и самом общем из установлений цер­ковных.

Знаменуя себя крестом, мы выражаем веру в Воскресшего Христа Жизнодавца, да­ровавшего нам силу крестную для спасения нашего. (Пасха Христова — это Крест и Воскресение. Благодатное единство Креста и Воскресения подчеркивалось древнецер-ковным употреблением слова «Пасха»). Совершая все церковные Таинства и обряды, мы всегда почитаем Крест и употребляем крестное знамение как пасхальное священно­действие.

Говоря о стяжании спасительной благодати Божией, епископ Александр в своем «Катихизисе» пишет следующее. «Невозможно объять и перечислить все пути, кото­рыми подается благодать. Она может излиться в ответ на любой молитвенный и жиз­ненный подвиг взыскавшего Бога человека; и подвиг человека необходим, но благодать остается все же не обусловленной никакими человеческими усилиями, будучи всецело лишь даром Божественной любви. Через святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно, как бы прямым путем в сердце христианина. Святые Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельства её истинности».

Литература

•1. Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). «Правослаавный катихизис».
2. «Настольная книга священнослужителя», том 4, М., 1983, раздел «Таинства и об­
ряды Православной Церкви».                                                                                                           /

Леиция 14. Пасхальнаясвязьцерковныхпраздников

Еще с Синодального периода в учебниках по Литургике закрепилось деление цер­ковных праздников на великие двунадесятые, великие недвунадесятые, средние и ма­лые. Пасха Христова вслед за преподобным Иоанном Дамаскиным именуется как «праздников Праздник и Торжество из торжеств».

В принципе, это соответствует «Типикону» — там праздники делятся в зависимо­сти от состава и характера Богослужения. Но «Типикон» не знает перечня двунадеся­тых праздников, и подтверждением этого могут служить древнерусские иконостасы, где праздничный ряд также не отражает привычной схемы.

Для запоминания великих церковных праздников при изучении с детьми Закона Божия пользоваться термином «двунадесятые праздники» довольно удобно. Но для по­нимания литургической связи всех церковных праздников этого недостаточно.

Основанием всех церковных праздников является литургическое празднование Воскресного дня, именуемого в Священном Писании Днем Господним. В первый день каждой седмицы (он же — образ таинственного восьмого дня жизни будущего века) древние христиане по примеру святых апостолов собирались для прославления Христа Воскресшего из мертвых, совершая Евхаристию. Благодаря этому, до сего дня каждую седмицу Церковь обновляет в сердцах верующих пасхальную радость.