Крещения и Миропомазания. Крещение и Причащение. Пасхальная связь церковных Таинств. Богослужение великих церковных праздников, страница 3

Готовящийся ко 'крещению человек называется Церковью оглашаемым или огла­шенным. После принятия Святого Крещения таковой именуется верным, то есть чле­ном Церкви Христовой. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся! Ал­лилуйя!» — поется сразу после крещения как призыв к литургическому собранию вер­ных. Если Святое Крещение (как пасхальное таинство) обновляет человека, то Святое Причащение всегда возобновляет благодатную связь с Воскресением Христовым.

И Святое Крещение, и Святое Причащение совершаются в Церкви Христовой Пра­вославной по заповеди Самого Христа Спасителя. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се. Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28; 19-20), — так Христос сказал апосто­лам после Воскресения из мертвых. А перед крестной смертью, преподав ученикам Ев­харистию, Христос сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Перед совершением Святого Крещения читается Символ Веры (в идеале — читает сам готовящийся к принятию крещения). Этот же Символ Веры читается или поется на Божественной Литургии. В первые века христианства исповедание Веры читалось пе­ред крещением. С конца 5 столетия Символ Веры стали читать на каждой Литургии в Антиохийской Церкви, а с 511 года по благословению святителя Тимофея, патриарха Константинопольского, Символ Веры стал читаться на Литургии и в Константинополь­ской Церкви. Впоследствии это установление распространилось по всем Православным Святым Божиим Церквам, и сейчас мы воспринимаем пение Символа Веры как органи­ческую часть Божественной Литургии.

Перед самым Причащением мы читаем еще одно исповедание веры: «Верую, Гос­поди, и исповедую, яко Ты ecuХристос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмъ аз...».

J


32 В Символе Веры мы исповедуем Христа, Сына Божия, «Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, и страдавши, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием». В молитве перед Причащением мы исповедуем, что в Евхаристии Вос­кресший Христос дарует нам, грешным, самое Пречистое Тело Свое и самую Честную Кровь Свою.

Таким образом, цель Святого Крещения и Святого Причащения одна — прощение грехов, благодатное единение со Христом и жизнь будущего века.

/

Церковная жизнь для христианина начинается с принятия Святого Крещения. Сре­доточием церковной жизни является Божественная Литургия и Святое Причащение. Если даже современная богослужебная практика не соединяет воедино эти два церков­ных таинства и большинство верных не участвуют в крещении новых членов Церкви. то все равно каждому православному христианину следует помнить о неразрывном ли­тургическом единстве Крещения и Причащения. Крестившись во образ животворящей смерти и спасительного Воскресения Христова, мы, как участники Вечери Господней, причащаемся Святых Христовых Тайн во оставление грехов и в залог нашего воскресе­ния.

Лекция 13. ПасхальнаясвязьцерковныхТаинств

В предыдущих лекциях по Литургике Божественная Литургия уже рассматривалась как пасхальная церковная служба, было раскрыто пасхальное значение Крещения и Миропомазания, а также пасхальная связь Крещения и Причащения. Цель настоящей лекции — указать пасхальный характер и пасхальную связь всех церковных Таинств.

Слово «пасхальный» на языке Литургического Богословия имеет двуединый смысл: «пасхальный» — значит имеющий отношение к Пасхе Христовой (или ее ветхо­заветным прообразам), «пасхальный» — значит спасительный. «Пасха нетления — ми­ра спасение» (экзапостиларий праздника Пасхи).

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (1782-1867) в своем «Катихизисе» дает следующее определение Таинств: «Таинство есть священное дейст­вие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия».

В соответствии со сложившейся к XIII-XV вв. традицией, святитель Филарет назы­вает семь Таинств, и на вопрос «Какая сила в каждом из сих Таинств?» отвечает:

—  В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.

—  В Миропомазании получает благодать, духовно возращающую и укрепляющую.

—  В Причащении питается духовно.

—  В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов.

—  В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств.

—  В Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рожде­ние и воспитание детей.

—  В Елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных.

Если в каждом церковном священнодействии, называемом Таинством, верующему человеку преподается благодать — спасительная сила Божия, то, следовательно, все Таинства имеют пасхальный, то есть спасительный характер и пасхальную, то есть спа­сительную цель.

Пасха — Светлое Христово Воскресение — праздник благодати. Недаром на Ли­тургию в пасхальную ночь читается начало Евангелия от Иоанна, где содержится дра­гоценное свидетельство о дарованной нам Воскресшим Христом спасительной благо­дати. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1, 14). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и ис­тина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 16-17).


33 Греческое слово Liucmpiov (тайна, таинство) в книгах Священного Писания Нового Завета означает воплощение Единородного Сына Божия, а также все дело спа­сения, совершенное Иисусом Христом. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят ве­рою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Церковь Христову святой апостол Павел называет «Телом Христовым», а себя — служителем Церкви, «чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол. 1; 25-26).