Жанр «послания»: история, внутренняя структура, новозаветные послания, страница 3

Послание к Филимону является ключевым для понимания подхода ап Павла к проблеме рабства, возникшего в глубокой древности и с некоторыми вариациями существовал у цивилизованных народов на протяжении тыся­че­летий. Многие мыслители рассматривали невольников как существа, самой природой предназначенные для работы на господина. Подобные взгляды ка­зались настолько бесспорными, что даже мятежные невольники стремились только бежать на родину, откуда их вывезли, а не упразднить сам рабо­вла­дельческий порядок. Важнейшим фактором, определившим изменение в об­щественном сознании в отношении рабовладельчества и явилось христиан­ство. Оно не призывало рабов к восстанию, не стремилось упразднить зло на­силием и кровью. Оно действовало на разум и совесть людей, помогая им осо­знать, что во Христе раб и его хозяин равны (Гал 3 28). Называя Онисима, беглого раба, «братом возлюбленным» (Филим. 1,16), ап Павел выносит при­говор всему древнему воззрению на рабство.

Неоднозначно решается вопрос об авторе Послания к евреям. Хотя вос­точная традиция приписывала его ап Павлу, в самом тексте Послания к евре­ям в отличие от всех других Посланий, отсутствует имя автора. Язык, стиль и манера изло­же­ния Послания к евреям лишены характерных для ап. Павла черт. Автор отно­сит себя к поколению, которое получило евангельскую веру от апостолов (Евр. 2,3). Он в гораздо большей мере, чем ап Павел, воспитан на элли­нис­ти­ческой культуре. На этом Послании нет того яркого личного от­пе­чатка, кото­рый лежит на Павловых Посланиях. Столь же трудно опре­де­лить, откуда и ку­да было отправлено это Послание.

Непреходящее значение павловых Посланий, “которое закрепило за ни­ми на все времена место в Священном Каноне Нового Завета, заключается в установлении тех общехристианских предпосылок, которые были для апос­то­ла Павла отправною точкою при решении тех или иных неотложных воп­ро­сов дня” [2, с.125]. Кроме того, для исследователя Священного Писания и священной новозаветной истории корпус Посланий святого апостола Павла важен тем, что в нём восполняются многие исторические пробелы книги Де­яний святых апостолов.

“Все древние Отцы Церкви, истолковывавшие Священные Книги Но­во­го Завета, единодушно рассматривают Апокалипсис, как пророческую кар­ти­ну о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вто­рым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам” [3, с.610]. Можно наз­вать Откровение святого Иоанна Богослова единственной пророческой кни­гой Нового Завета. Но по литературной форме она представляет собой ни что иное, как послание.

“За вступительными словами, в которых сообщаются сведения об ис­точ­нике и содержании откровения, и ублажаются приемлющие и хранящие его (Апок. 1, 1 – 3), следует эпистолярное обращение обычного типа (стт. 4 – 5а)…” [2, с.339]. Очевидцем данного Господом Откровения и отправителем послания является апотстол Иоанн (Апок. 1, 1,4,19). Адресат – семь Церквей асийских (Апок. 1, 4) – Ефесская (Апок. 2,1), Смирнская (Апок. 2,8), Пергам­ская (Апок. 2,12), Фиатирская (Апок. 2,18), Сардийская (Апок. 3,1), Фила­дель­фийская (Апок. 3,7) и Лаодекийская (Апок. 3,14). Причём, как отмечает еп.Кассиан, Апокалипсис представляет собой единое целое послание к семи церквям и семь обращений к каждой из них во второй-третьей главах нельза рассматривать как семь самостоятельных посланий, возникших и отправлен­ных когда-то независимо от всей книги. Каждое из этих обращений заканчи­вается словами, обращёнными ко всем Церквям (Апок. 2, 7,11,17,29; 3, 6,13, 22).

Заканчивается книга заключительным пожеланием благодати (Апок. 22,21), какое в Посланиях св. апостола Павла является вполне обычным (1 Кор. 14,24; 2Кор. 13,13; Гал. 6,18; Ефес. 6,24; Флп. 4,23 и др).

Значение книги Откровения св.Иоанна Богослова не ограничивается исторической интерпретацией её смысла: в ней изображается непрекраща­ю­щаяся в течение веков борьба сил добра и зла, которая закончится сокруши­тельным поражением антихриста и его служителей, преображением неба и земли и вечным торжеством Агнца и верных Ему. Она является источником, питающим веру и укрепляющим надежду христиан всех времен.

Конечно, жизнь последующих поколений христиан значительно отли­чалась от тех условий, в которых жили первые последователи Христовой ве­ры. Поэтому, читая Послания святых Апостолов, мы часто сталкиваемся с во­просами, казалось бы, не актуальными в настоящий момент времени. Но те подходы, на основании которых решались те или иные волнующие современ­ников Апостолов вопросы, стали основополагающими принципами постро­е­ния христианских взглядов на существование всего общества. Богословские взгляды, высказанные в Посланиях св. апостола Павла, а затем и других Апо­с­толов, легли в основу христианского богословия.

Возникшие в определённых условиях места и времени, в рамках исто­рии Апостольского века священные книги Нового завета “сами принадлежат к фактам этой истории, – к фактам тем более значительным, что они до наше­го времени оказывают – и будут оказывать и далее определённое влияние на жизнь Христианской Церкви. Отсюда вытекает необходимость… знако­мить­ся с ними ради них самих, как с памятниками жизни” [2, с.126].

ЛИТЕРАТУРА

1.   

2.  Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. YMSA-Press Русский путь, Париж-Москва, 1996.

3.  Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового За­вета. Апостол. Сатисъ, С-Пб, 1995.

4.  Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт пере­во­да Библии, Стокгольм, 1983 (репр).

5.  Библия. В русском переводе с приложениями. «Жизнь с Богом», Брюс­сель, 1973.

6.  Библейская энциклопедия. Т. 1, 2. NB-press, Центурион, АПС, М., 1991.

7.  Энциклопедический словарь. Под.ред. Аросьева К.К., Петрушевского Ф.Ф. Т.23. С-Пб., 1898.

8.  Блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкования на послания святого апостола Павла. Книга 1. Афон, М., 2000.


Тема: «Жанр «послания»: история, внутренняя структура, новозаветные послания».

Оценка – 3. Захаров.

1.  Введение очень короткое.

2.  В основной части тема не раскрыта:

a.  Нет анализа структуры посланий. Например:

  i.  введение,

  ii.  основная часть,

1.  догматическая,

2.  нравственная,

  iii.  заключение.

b.  Не раскрыты особенности посланий. Например, христо­ло­ги­чес­кие истины, богослужебные отступления, «нечто неудобо­враз­умительное» (у ап. Павла).

c.  Вообще нет ни одного примера текста Н.Завета.

3.  Заключение формально. См. Толкования Н.Завета на 13-15 глл. Посл. к римлянам! Этого достаточно.