Жанр «послания»: история, внутренняя структура, новозаветные послания, страница 2

Послание св. апостола Иакова не облечено в традиционную эписто­ляр­ную форму. Это скорее сборник изречений и кратких назиданий, близких к евангельским логиям. Автор многократно цитирует слова из Нагорной про­поведи и употребляет выражения, близкие к евангельским (Мф., Лк., Ин.). Пра­­вильный греческий язык Послания приводит толкователей к выводу, что автор составлял текст, пользовался услугами грекоязычного секретаря, как это было принято в то время. Будучи документом Иерусалимской церкви, По­слание можно назвать звеном, связующим веру и благочестие двух Заве­тов.

Среди Соборных можно отметить три Послания апостола Иоанна Бо­го­слова. Они, как указывает еп.Кассиан, представляют собой иерархическую лестницу” [2, с.359]. Учение первого Послания Иоанна прилагается во вто­ром к нуждам одной из окормляемых Апостолом Церквей, называемой в По­слании «избранной госпожей» (2Ин. 1,1). А третье его Послание обращено к предстоятелю этой Церкви Гайу (3Ин. 1,1).

Первое Послание св.ап. Иоанна Богослова не имеет эпистолярного ха­рак­тера, ибо в нем не указываются ни адресаты, ни его отправитель. “Оно иногда понимается, как богословский трактат, сопровождающий рас­про­стра­не­ние Четвёртого Евангелия, или, наоборот, получивший в Четвёртом Еван­ге­лии историко-догматическое раскрытие. Даже самое поверхностное чтение убеждает нас в чрезвычайной близости – и по форме, и по содержанию – ко­то­рая существует между двумя памятниками” [2, с.359].

Как и Послание ап. Иакова, Послания ап.Петра написаны человеком, хо­­рошо знавшим греческий язык и пользовавшимся переводом Семидесяти. Между тем, как указывает Папий (II в.), апостол нуждался в переводчике. Это противоречие объясняется тем, что Послание написано «через Силуана» (1Пет. 5,12), т.е. Силуан, или Сила (Деян. 5,22 сл; 18,5; 2Кор. 1,19; 1Фес. 1,1), излагал мысли апостола по-гречески. Посредничеством Силуана, сотрудника ап/ Павла, можно объяснить сходство стиля первого Посланием Петра со стро­ем Павловых Посланий.

Значительную часть Нового Завета составляют четырнадцать Посла­ний, авторство которых приписывается св. апостолу Павлу. «По самому сво­е­му заданию они представляют собою не отвлеченные богословские трактаты, а письма, посвящённые острым вопросам современности» [2, с.125]. Со­став­ляя их, святой Апостол, конечно, не думал о том, что на их основе многие по­следующие поколения христиан будут строить свои догматические системы, принципы нравственного существования, представления об исторических со­бытиях жизни первых последователей христовых. Тем не менее, еще при жиз­ни апостола его Послания пользовались авторитетом у многих христиан: их читали на молитвенных собраниях, переписывали, распространяли. И уже к концу 1 в. Церковь приняла его Послания как боговдохновенное апостоль­ское выражение основных истин евангельского учения.

Проследить судьбу Посланий святого апостола Павла довольно слож­но. Неизвестно, кто и когда собрал в одну книгу, намёк на существование ко­торой содержится в 2Пет. 3,15–16, избранные Послания св.Апостола. Веро­ят­но, нам сейчас известны отнюдь не все его Послания.

Стиль Посланий an. Павла довольно своеобразен. Павел владел древ­не­еврейским, арамейским, греческим, а, возможно, и латинским языками. Пос­троение его Посланий выдает человека семитской культуры, однако, хорошо усвоившего греческую манеру выражаться. Писание он цитирует по Септу­а­гинте; образы и дух Библии пронизывают каждую строку Павла.

Обычно ап.Павел диктовал свои Послания, и поэтому они сохраняют от­печаток непосредственной, живой, речи. В них сочетаются вдохновенная про­поведь, переходящая в настоящие гимны и молитвы, вводящие нас в мир мистического опыта святого; увещания, полемика, богословские размыш­ле­ния, автобиографические замечания, обсуждение частных проблем и житей­ские просьбы. Написанные в напряжении всех душевных сил, Послания отра­жают характер, переживания, нравственный облик автора. На первый поверх­ностный взгляд может показаться, что в них нет ясной последо­ватель­ности мысли, но при более внимательном рассмотрении всегда вырисовы­ва­ется ее основное направление.

В ряду Посланий ап.Павла особо выделяются два Послания к Тимофею и Послание к Титу. В трёх этих Посланиях св.Павел отмечает своё апостоль­ское достоинство. Обращенные к двум своим верным ученикам, эти письма всё же не имеют столь личного характера, но содержат указания, касающиеся управления христианскими общинами, которые Павел им доверил. Поэтому с XVIII в. эти Послания стали называть «пастырскими». Еп.Кассиа называет пастырские Послания “Верительными грамотами”, которыми ап.Павел снаб­жает своих сотрудников. Настойчивые увещания придерживаться «здравого учения» (1Тим. 1,10 и др), хранить залог веры (1Тим. 6,20; 2Тим. 1,14) объяс­няются тем, что апостол, чувствуя приближение смерти, предостерегает сво­их юных сотрудников от увлечения опасными лжеучениями.

Превое Послание к Тимофею и Послание к Титу, родственные по со­дер­­жанию и форме, написаны в аналогичных исторических обстоятельствах. Вто­рое Послание ап Павла к Тимофею является предсмертным. Вторые рим­ские узы его были гораздо более тяжелыми. Многие друзья, устрашившись, ос­тавили его. Надежд на освобождение уже не было. Предвидя близкую смерть, апостол написал своему «возлюбленному сыну» Тимофею письмо, рассматривающееся, как его завещание. В этом Послании мы находим наста­вления служителю Церкви, призыв мужественно встречать как гонения внеш­­них врагов, так и нападки лжеучителей. 2 Тим - свидетельство стойкой, несгибаемой веры и надежды апостола на свершение замысла Господня.

Одно из Посланий святого апостола Павла отличается личным харак­те­ром. По сути это небольшое письмо, написанное им от руки. Оно адресовано Филимону, члену одной из Асийских церквей (скорее всего Колосской), име­в­шему раба по имени Онисим, бежавшего от хозяина в Рим и там встретив­шегося с an Павлом, ожидавшим суда (61–63 годы). Павел отправил новооб­ращенного раба к Филимону с письменным обращением, в котором просил простить Они­сима и принять как «брата возлюбленного».