Апокалипсис. Авторство, каноничность и язык апокалипсиса, страница 7

Голос сзади – это знак, что он исходит  от Невидимого Бога. В древнееврейской символике слово, которое исходит позади нас -  это слово путеводителя, наставника, указывающее правильный путь. Так и у Исаии. Громкий звук сравнивают с трубным звуком. Труба – это глубокий символ Ветхого Завета. Ковчег Завета  тоже сопровождался  трубными звуками. Трубой возвещали новолуние – время принесения жертв и праздник. Трубой возвещали битву, время для сбора воинов. Труба – это символ гласа Божия. Так было во время взятия Иерихона. Там также были религиозные возгласы, типа «Аллах Акбар» у чеченцев. Трубный глас выводит  св. Иоанна из земного мира и придает ему соответствующее возвышенное состояние.

 Альфа и Омега, послание к семи Церквям: адрес Откровения дан самим Откровением, а не самовольно избран Иоанном.   Откровение, гл. 1, ст. 13 – «подобного Сыну Человеческому» восходит к видению пророка Даниила. Иезекииль тоже описывает «над подобием Престола было подобие человека, сидящего на нем». Это выражение связывается непосредственно с Мессией, со Спасителем.

Сам ли Христос являлся Иоанну ли Ангел в виде Христа? Ни предание, ни наука не дают окончательного ответа.  Если Ангел вместо Христа, то мы не можем проводить между ними различия, ибо Ангел говорит слова Христа, действует точно так, как велит ему пославший  его. Мы воспринимаем это как самого Христа.

Подир – широкая длинная одежда до нижней части ног, одежда священников и царей, вельмож, знатных и властных людей. У евреев же подир: меиль – верхняя одежда первосвященников, царей, пророков; баддим – льняная длинная одежда, в которой являлись небожители. Здесь возможны два перевода. У Даниила имеется  в виду баддим: белое  блестящее царственное одеяние. У первосвященников же еще привешивались колокольчики и т.п. Это вряд ли уместно относительно ко Христу.

«Препоясан по персям золотым поясом» – пояс первосвященника был украшен только золотым шитьем, значит это не первосвященническая одежда. Пояс -  принадлежность восточного костюма. Рабы, воины, посланники, путешественники подпоясывались по чреслам – выше бедер, чтобы нижний край одежды приподнимался и не мешал быстрому движению. Опоясывание по  чреслам означает служебное зависимое положение или готовность человека к немедленному исполнению поручения.  По персям (груди) препоясывались знатные люди, не связанные с физическим трудом. Фигура приобретает большие размеры. Человек не может быстро идти, отсюда степенная и медленная походка.

Даниил 7,9 читаем о Ветхом денми: «волосы главы Его как чистая волна…». У Ин.: «Глава Его и волосы белы…». Этот серебряный блеск – символ просветленной природы, чистоты, святости. Безгрешности человеческой природы Христа. Кроме нравственного смысла белые волосы (седины) являются символом власти, авторитета, суда, который на Востоке осуществляли старейшины. В А-се (1,14) читаем: « белые волосы – нравственная чистота и праведный Судия над Церквями, к которым адресовано послание.

«Очи Его как пламень огненный (Даниил: очи Его как горящие светильники) – это раскрытие образа Праведного Судии, указание на всеведение Божие, мрак просвещается этим светом. Здесь также и указание на  карающий характер всеведения.

«Ноги Его подобны халколивану как раскаленные в печи…». Халк – медь, означает человеческое естество. Ливан или ладан – Божественное естество. Кроме того, халк – это обращение иудеев, а ливан – язычников.  (По Андрею Кесарийскому).

Почему так описаны ноги:

ü  Одни говорят, что халколиван – это жидкая медь, издающая особый блеск для глаз.

ü  Другие: ливан – благовонная смола, а халколиван – это благовонное вещество, сжигаемое на медном листе. Но благовонное вещество нельзя сравнивать с раскаленным в печи.

ü  Еще: халколиван – ливанский горный хребет, где добывали медь.

ü  Халк – греческий корень; ливин – блестящий, сияющий (евр.); итого – халколиван – сияющая медь.

ü  Халколиван – печь для плавления меди.

ü  Лексикон Свиде: Халколиван – вид электра, особый сплав золота с кристаллами и неизвестным существом. Он ценился дороже золота. Но исторически ничего не известно о таких сплавах и филологически тоже не все гладко.

ü  Халколиван – особое дерево, обладающее огненно-красным медным цветом и особой крепостью. Из него изготовлялись благовонные курения. У нас есть понятие «железная береза» - особо твердый сорт дерева, который не распилить. Это название было распространено и на сплавы, имеющие огненно-красный золотистый блеск. Их очищали через огонь.

«Стены Его подобны халколивану, очищенному в горниле» – лучше так перевести (проф. МДА Жданов). Такие стены – показ непобедимого оружия в борьбе с врагами.  «Я топтал в точиле Моем…». Слоны были орудием затаптывания врагов.  Малахия пишет: «Праведники будут попирать ногами нечестивых». Побежденный преклонял шею, а победитель ставил на неё ногу – символ победы.  «Чтобы сокрушил враги под ноги наша…» – слова из молитвы. Собака, побежденная другой, подставляет ей свою шею и они потом расходятся. Такие жесты есть и в дикой природе.

Халколиван – образ победоносной ноги, а как образовалось это слово неясно. Халколиван, ражженый в печи, а не ноги – так лучше перевести.

«Голос подобен шуму вод многих…» – шум вол, большой массы воды (Иезекииль, 43, 2 – подобно). Еще – «Глас Господень над водами». Пс., 28 – « Глас Господа сил». Остров Патмос омывается морем, там почти всегда шум волн. Тут образ Христа как  Царя Неба и Судии всех. Он всеведущ, может поразить богоборцев как грозди винограда или затоптать.

«Из уст Его выходил заостренный с двух сторон меч» – это вначале дротик фракийцев или орудие типа шпаги. Христос, осуждая Пергамскую Церковь за николаитов, грозит сразиться с ними оружием Своих уст.  С действием такого оружия Церковь еще  сравнивает слова нечестивых и гневные речи пророчеств.