Апокалипсис. Авторство, каноничность и язык апокалипсиса, страница 6

Дальнейшее повествование противопоставляет Первое и Второе пришествия. В Первом  избранный народ почти не узнал Христа, а при Втором – узнают Его все, в том числе и  распявшие Его. Слезы их будут слезами злобы, а не радости или раскаяния. Они будут до конца бороться  с Царством Христа.

Апостол заканчивает Вступление тем, что представляет Христа как Первого и Последнего. Такое именование Бога известно и в Ветхом Завете. Первый Он, так как основал мир, а Последний – всё то, что зависело от Него в начале, будет зависеть от Него и в конце.  «Альфа и Омега» – всё, что относилось к ветхозаветному народу, переходит к народу Нового Завета, то есть к христианам.

Видение Господа посреди семи светильников (А-с, 1, 9-20). Апостол себя называет Иоанн, так как был хорошо известен всему христианскому миру. Так говорили о себе пророки.  Например, Даниил. Иоанн называет себя не отцом, а братом. Апостольская власть его как бы умаляется. 

Слово «брат» встречается в послании апостола Павла. В А-се это слово появляется еще 4 раза и означает сотоварищ, сподвижник, соучастник, но не родственник.

Апостол называет себя братом не из-за уз родства, но из-за уз мученичества, страданий, общения в скорби, в Царствии Божием. Апостол Иоанн стремиться стать ближе и доступнее тем членам церкви, к которым обращается,  чтобы облегчить их нравственные страдания. Под скорбью (печалью) имеется в виду угнетенное,  беспомощное состояние духа, которое  проявляется в очень тяжких бедствиях.

Чтобы показать, что бедствия не отражаются на его духе, Иоанн говорит о терпении, несмотря на окружающие бедствия. Терпение – добровольное, безропотное перенесение страданий. Оно близко по своему значению к терминам «ожидание», «чаяние», «надежда». Они иногда взаимозаменяемы в Ветхом Завете.  Чаяние Израиля, упование Израиля – тот же смысл.  Был в терпении Христа, был мужественным, не терял надежду на Христа. Это состояние апостол Иоанн стремится передать тому, к кому обращается. Это состояние – залог получения Царства Божия. «Ей, гряди Господи Иисусе» – тот же призыв, то же упование, исполненное веры. Наше слово тогда понятно другому, когда мы испытываем то же, что и он. Тогда наше слово исполнено силы.

*Патмос – небольшой вулканический остров Эгейского моря на расстоянии 13 часов от Эфеса на пароходе в начале 20 –го века. В окружности Патмос составляет около 60 км. Это 2 горы, соединенные перешейком. На вершине одной из гор была пещера св. Иоанна Богослова. Там сейчас располагается монастырь. Остров каменный, посему на нем мало растительности.

Св. апостол был сослан туда за «Слово Божие  и свидетельство Иисуса Христа». Церковное предание всегда понимало это как ссылку. Некоторые позднейшие исследователи толковали это таким образом, что Иоанн приехал туда для проповеди или по внутреннему побуждению уединиться, дабы принять откровение. Но это выдумки нецерковной науки.  «За слово Божие» – за проповедь о Христе, а под «Словом» здесь не имеется в виду Бог-Слово.

Конструкция фразы такова, что это не свидетельство об Иисусе, а свидетельство такое, где Сам Христос является Свидетелем.

О ссылке Ин. сохранилось  подробное предание, но есть разные редакции, есть апокрифы, не принятые Церковью. Ин. был сослан на 90-м году жизни, после того, как он остался невредим после  погружения в котел с кипящим маслом при Домициане в Риме. На Патмосе тогда были каменоломни и туда ссылали. После смерти Домициана Ин. смог вернуться в Эфес.  Каменоломни представляют унылое зрелище – безжизненная гора, где рассыпаны кубические куски камня.  Неизвестно, заставляли ли  Ин. ломать камни, ведь ему было уже 90. Но он должен был находиться в угнетенном состоянии, и в этот момент Бог дает ему Откровение.  Святые люди видели божественные явления в тяжелые минуты своей жизни (Иаков, Иезекииль и др.) Св. мученик Стефан видел отверстое небо и Христа, когда умирал, побиваемый камнями.

Человек так устроен, что ему не во всяком состоянии удобно принять откровение. Когда скорби отгораживают от нас житейские попечения, тогда легче его принять. В этом смысле само изгнание Ин. на Патмос можно рассматривать как Божий промысел, ибо духу человеческому легче принять Дух Божий.

Откровение, гл. 1, стих 10 – «Я был в Духе…», то есть был в Экстазе. Этот религиозно-философский термин в разных контекстах выражает разное. Экстаз – выход из статики, обыкновенного состояния. Рациональные способности утрачиваются, человек руководится иным духом. Это может быть и бесовский дух, и Божественный.

Богословы спорят «в духе» – в Святом Духе или в особом духовном состоянии?  Святитель Феофан Затворник говорил, что не надо так разделять, ибо лишь при соединении Духа Божия и духа человеческого возможен такой экстаз.   Человек освобождается от связи с телом,  выходит за пространственно-временные ограничения. Человек сам не имеет права добиваться  экстаза, иначе это признак прелести или ложного учения. Экстаз приходит независимо от самого человека, в том момент, когда человек его не ожидает. Это легче происходит в состоянии освобожденности от житейского. 

«В день воскресный» - то есть в день Господень, который обычно отмечали св. апостолы. Именно в этот день св. апостол особенно чувствовал свою разлуку с верующими, поскольку именно в этот день христиане собирались для Евхаристии и совместного поучения. В этот день Ин. особо чувствовал нужду в помощи Божией.  Ин. слышал позади себя громкий голос, как бы трубный – это начало откровения. Это голос не Христа, а Ангела Откровения.  Ведь Ин. предлагалось  взойти на небо и зреть Агнца-Христа, у Которого иной голос. Есть точка зрения, что не нужно связывать этот  голос с конкретным лицом.