Антропология свт. Григория Нисского (по сочинению «О сотворении человека»), страница 2

Освещая вопрос о том, почему человек является завершающим звеном в удивительной последовательности сотворения мира, свт.Григорий отвечает, что он «был призван сразу стать царём подвластного ему» мира [1, с.13]. По­добно тому, как гостеприимный хозяин не приводит в дом гостей, пока не при­готовит всё надлежащим образом, Господь вводит в мир человека послед­ним, чтобы тот мог пользоваться всем имеющимся, а не заботиться о приоб­ре­тении чего-либо. С другой стороны, организм человека беззащитен и немо­щен в сравнении с вооруженными когтями, рогами и копытами и укрытыми шкурами животными. Это не только лишает человека звероподобного обли­ка, но и позволяет ему для удовлетворения своих жизненных потребностей пользоваться своим начальственным положением над природой. Например, «медлительность и малоподвижность тела побудили использовать и обуздать коня. (…) А поскольку была необходимость иметь зубы и кусаться для защи­ты от других животных, зубами наносящих нам вред, то пёс тут же предоста­вил в наше распоряжение свою челюсть и своё проворство, став для человека как бы одушевлённым мечём» [1, с.20]. Будучи вынужденым защищаться от врагов, человек изобретает железные мечи, как бы заменяющие ему рога, и доспехи, защищающие его тело подобно крокодильей коже.

Библейское повествование о сотворении Адама (это имя переводящееся с древнееврейского языка как человек) свт.Григорий понимает, как описание происхождения всего человечества, а не только конкретного человека. По мне­нию свт.Григория «человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, – природой божественной и бес­плотной и жизнью бессловесной и скотской» [1, с.52]. Происхождение полов свт.Григорий понимает в свете оригеновской концепции творения. Автор по­лагает, что в предведении греха Бог сотворил человека двуполым, но до гре­хо­падения различие между мужчиной и женщиной не было реализовано во всей полноте. Способ размножения людей мог быть подобен непременно су­ществующему ангельскому, но это «неизреченно и неуразуменно человечес­кими догадками» [1, с.59]. По сходству страстей, равно существующих как в людях, так и в бессловесных тварях, болезненное рождение, воспринятое в природу человека названо скотским. Но, подобно измышленным людьми дву­ликим статуям, и человек имеет двойственное подобие противополож­но­му и боговидностью разумения преображается в божественную красоту.

В учении о трёхчастном устроении человека свт.Григорий следует ари­с­тотелевской терминологии, различая растительную, питательную и разум­ную части души. Тело он называет растительной частью, душу – чувствую­щей и дух – разумной. Человек, по слову свт.Григория «питается по при­род­ному виду души, растительной же способности [у него] прирождена чув­с­твен­ная, которая по своей природе занимает середину между умной и вещес­твеннейшей сущностью – настолько грубее первой, насколько чище послед­ней. Далее, имеет место усвоение и растворение умной сущности в тонком и световидном из чувственной природы, так чтобы в составе человека были все три эти природы» [1, с.23].

Можно сказать, что почти все описания физиологического устроения ор­ганизма подчинены мысли доказать, что «ум» (νους – центр духовной, а не рассудочной жизни человека) не связан каким-либо нарочитым образом с от­дельным органом тела» [1, с.151]. В IV в. существовала значительно развитая Галеном традиция, полагающая «владычественное души», или ум, в голов­ном мозге человека. Гален опровергал утвержения Аристотеля, что сердце – центр чувственой жизни человека. Свт.Григорий некоторым образом опро­вер­гает библейское понимание важности сердца, развитое в аскетике и антро­пологии преп.Макария Египетского. Эти две, казалось бы, противоположные точки зрения объединяет позднее свт.Григорий Палама: «Если и не внутри те­ла ум, как бесплотный, согласно Григорию Нисскому, то мы говорим, что он и внутри, а не вне тела, потому что, согласно Великому Макарию, ум сое­динён с телом и пользуется сердцем, как первенствующим телесным орга­ном» [1, с.153].

Свт.Григорий отрицает существующие уже в то время заблуждения о предсуществовании души или тела, утверждая, что и то, и другое было соз­дано Богом одновременно и одновременно появляется в момент зачатия че­ло­века. Даже теория о переселении душ, по мнению автора, своими корнями уходит в заблуждение об их предсуществовании. Временное различие в со­тво­рении души и тела в двоякой человеческой природе повлекло бы в чело­ве­ке разногласия с самим собой.

Как отмечает В.М. Лурье, посвященный устроению человека труд свт. Гри­гория Нисского явился одним из первых и основополагающих настав­ле­ний монашеской традиции.

«Св.Григорий подчёркивает целостность человеческого состава» [3, с. 168]. Для него «человек» – это имя естества. Смерть человека – это разлуче­ние души и тела. При этом тело человека распадается на составляющие его элементы четырёх стихий и каждая частица возвращается в однородную ей среду. Но не один элемент не уничтожается, не переходит в небытие. При этом, согласно пониманию свт.Григория, «частицы тела сохраняют особые знаки, свидетельствующие об их принадлежности к данному телу, – душа ос­тавляет на них, как на воске, особую печать» [3, с.175]. Как и Ориген, свт. Гри­горий называет эту особую печать души, налагаемую ею на соединяемые элементы тела «обликом» или «видом» (греч. ειδος). Можно сказать, что это некий внутренний образ, идея тела.

Но и душа каждого человека по разлучении с телом не будет лишена характерных для неё черт и каких-то «признаков телесного» [1, с.86]. Душа проста и не может разделяться ни на какие составляющие элементы. Смерть человека меняет лишь образ существования души. «В смерти душа освобож­да­ется от тела, удобнее уподобляется родственной ей красоте. Тело как бы пе­реплавляется в земле, очищается от порочных страстей и пристрастий, ос­вобождается от потребностей, связанных с условиями этой жизни, вообще из­меняется, чтобы быть воссозданным для иной жизни», – говорит Г.В. Фло­ровский [3, с.176].

Все люди умирают и будут умирать до тех пор, пока не завершится круг чувственного времени. Поэтому можно сказать, что смерть побеждена, но не прекращена смертью и воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

Подобно матери, предлагающей в пищу свому ребёнку сначала молоко, а по мере возрастания всё более грубую пищу, Господь, готовя нас к величай­шему чуду Своего Воскресения, «маленькие души людей, как будто младен­цев, питая и вскармливая чудесами, сперва показывает подобие силы воскре­сения на безнадёжной болезни,..» [1, с.80], исцеляя и воскрешая множество страждущих.