Парадоксы Московии. Парадоксы или противоречия русского 17 века, страница 3

Однако необходимо помнить, что главное место в России 17 века занимали не отно­шения власти и горожан, а отношения дво­рян и крестьян. Они характеризуются ёмким словом «крепостничество» - явление, кото­рое принципиально отличало Россию от ос­тальных стран и Центральной, и Восточной Европы и, конечно, Нового Света, если опе­рировать терминами «мировой системы». Спецификой России была более сильная, чем в Европе, роль села. Но вопрос о сохранении деревни в традиционном виде с точки зрения военной, политической и экономической необходимости, о её постепенном развитии в соответствии с принципами взаимного поручительства и ответственности или, как это обычно представляют себе, возник­новении специфических особенностей рус­ской деревни как ответ на введение Петром Великим подушной подати и на другие ре­формы выходит за пределы этого очерка. Однако если этиология сложившейся системы в виде сильной деревни и системы кре­постничества в историографии исследована довольно обстоятельно - хотя, возможно, источники и не позволяют воссоздать полно­стью достоверную картину - очевидно, что истоки русского классического крепостниче­ства, каким оно стало в 19 столетии, следу­ет искать в веке 17.

Сущностью русского крепостного права, настолько отличавшего эту страну от ос­тальной Европы и сближавшего её с Отто­манской империей (во всяком случае, в от­ношении мужчин), было рабство, имевшее как общественные (социальный престиж ДЛЯ рабовладельцев), так и экономические функции. Что касается русского крепостни­чества, как отметил Ричард Хейли, обращая внимание на некоторые уникальные его черты - а его наблюдения по этому вопро­су основаны на блестящей компилятивной работе Орландо Паттерсона, - оно стано­вилось как бы квазиотменённым через вве­дение Петром Iподушной подати и воин­ской повинности для всех людей не церков­ного чина. Но если мероприятия Петра, имевшие целью извлечение из населения максимального дохода и создание большого воинского резерва (системы запаса), тра­ктуются как построение «патримониально­го» или «деспотического» государства, ста­вящего своей целью доминирование и распоряжение и собственностью, и людьми, как быть со сближением крепостничества и рабства, которое не происходит внезапно по мановению пера Петра Великого? Было ли неизбежно ухудшение законодательно оформленных условий крепостной зависимости - условий, постепенно приближавшихся, с точки зрения господ, к «социальной смерти», - и постепенное улучшение положения холопов, по мере того как пет­ровское государство распространяло на них требования уплаты податей и службы в армии?

Особенностью приниженного положе­ния русских крепостных, как они сами оп­ределяли признаки своей крепостной зави­симости, был всеобщий и бьющий по глазам контраст в положении крепостных и крепостников. Но известна крестьянская поговорка: «Мы рабы барина, но барин раб царя». Осознание этого делало существова­ние крепостных в некотором смысле более комфортным и ограничивало протесты да­же в худшие времена петровских рекрут­ских наборов. Фактически движение рус­ских землевладельцев развивалось в другом направлении - в сторону формирования подлинной аристократии, в том смысле, как её понимали в Европе. Формальная отмена местничества в 1682 году затрагивала при­мерно 7500-8000 служилых людей, из них в последующий истеблишмент вошло около 900 фамилий, зарегистрированных в Бар­хатной книге. Это было реальной вехой со­циального движения дворянства. Моё про­чтение законодательной деятельности Пет­ра Великого заключается в том, что он вёл себя по отношению к дворянству (шляхет­ству) как к существенному факту, даже ес­ли, как я говорил выше, Россия нуждалась в законодательном оформлении статуса дво­рянского сословия вплоть до последних лет правления этого царя.

Возможно, будет смелой гипотеза, что само понятие свободы первоначально раз­вивалось как идея среди крепостных и только потом среди их хозяев. Она выросла из ощущения противоречия между собст­венным свободным статусом и той несвобо­дой, которую мы налагаем на других. Та­кая трактовка может объяснить ускорение развития самосознания среди русских зем­левладельцев или как минимум их воспри­имчивость к свободолюбивым идеям поль­ских и европейских мыслителей 17 века. Можно сказать, что реформы Петра Вели­кого, достигшие своего пика в 1722 году, создали русское дворянство (включая жен­щин!) как особое сословие, но надо под­черкнуть, что это сословие уже было готово к тому, чтобы его создали. Табель о рангах 1722 года может быть рассмотрена как разумный компромисс между государ­ством и не обложенными налогами его слу­гами, открывая им путь к получению на­град и благодарностей от власти без потря­сений социальной иерархии.

Также здесь правомерны аналогии с не­европейскими обществами - в данном ас­пекте мы наблюдаем сочетание чувства большого внутреннего достоинства у чело­века, обладающего определённым социальным статусом, с московским политическим ритуалом «рабской» службы государю  которую несли люди, в своей обыденной жизни вовсе не обладавшие статусом «раба», но, напротив, основавшиеся, скорее, к «рабовладельцам». Воздействие русского военно-фискального государства и мировой экономики усиливало крепостничество, но одновременно они воздействовали и на вышеописанное положение вещей. В свою очередь, их влияние, как показали Крамми и  Ледонне, присутствует и в 17, и в 18 веке и считается показателем «работы сис­темы». Владельцы крепостных, как сказали бы американцы, «делали себя как банди­ты», а в 18 веке получили много свобод и достигли стабильности, как дворяне сильных европейских монархий, и в то же вре­мя усилили приниженное положение крестьян.