Общие положения по реорганизации фирмы. Рассмотрение ситуаций изменения в учредительных документах фирмы. Документальное сопровождение процедур, связанных с реорганизацией фирмы, страница 3

НДС по приобретенным ценностям должен быть возмещен до реорганизации.

По дебиторской задолженности можно отметить следующее: по дебиторам проводится работа по перезаключению ранее заключенных договоров с указанием новых фирм и новых реквизитов. Параллельно может  вестись работа по выявлению правопреемников всех или части обязательств старой фирмы, о чем ставятся в известность дебиторы. Проводится ранжирование дебиторской задолженности по степени риска не возврата долга. Отдельно выделяется сомнительная к погашению задолженность. Безнадежные долги, как правило, или не передаются вообще или по договоренности между учредителями с соответствующей компенсацией аккумулируются на одной из новых фирм.

Краткосрочные финансовые вложения. Данная статья также является регулировочной в процессах реорганизации, поскольку это краткосрочные вложения с одной стороны и легко делимые вложения с другой стороны.

 - Капитал и резервы.

Наиболее простой ситуацией является соединение уставного капитала нескольких фирм в одну с сохранением пропорции его распределения между собственниками. Как правило, у любой фирмы имеется часть добавочного капитала связананного с переоценкой объектов основных средств. При реорганизации эти средства выгодно направить в уставной капитал. Кроме этого предприятия могут иметь накопленную прибыль прошлых лет, величина которой отражена в нераспределенном виде или в виде целевых фондов (потребления, накопления и социальных нужд). По нераспределенной прибыли решения по ее капитализации, т.е. направлению в уставный капитал принимается собственниками. При наличии фондов, фонд потребления и социальных нужд регулируется трудовым коллективом предприятия и профоргами.

Долгосрочные обязательства. В составе данного раздела отражаются задолженности фирмы перед бюджетом и личными кредиторами – займодателями на срок более 1 года. Все кредиторы должны быть поставлены в известность о реорганизации фирмы – заемщика в письменном виде. Необходимо их письменное согласие на изменение фирмы – заемщика только при его наличии можно начинать реорганизовывать фирму.

Банковские договоры, как правило, не перезаключаются.

Краткосрочные обязательства:

 - Кредиты и займы

 - Кредиторская задолженность

По займам и ссудам ситуация аналогична той, которая складывается с долгосрочными обязательствами: обязательно письменное уведомление кредитора (займодателя) об изменении юридического лица заемщика и также обязательно его письменное согласие на это. Задолженности перед поставщиками могут быть распределены пропорционально соответствующему распределению сырья и материалов, если основная доля поставок приходится на эту позицию.

Долги перед бюджетом и внебюджетными фондами должны быть погашены до реорганизации, иначе государственная регистрация  реорганизованных фирм не состоится.

Долги перед персоналом по оплате труда на дату определенную собранием учредителей по вопросам реорганизации должны быть погашены. За данным вопросом, как правило, наблюдает профсоюзная организация.

По авансам полученным могут быть приняты различные решения:

·  Если аванс только что получен, и работы по нему не начаты и не одна из реорганизованных фирм не будет выполнять эти работы, то денежные средства возвращаются фирме;

·  Если работы по авансированным средствам начаты, то проводятся расчеты, с целью определения степени их готовности и принимается решение учредителями о том, какие из реорганизованных фирм будет продолжать эти работы;

·  Работы по авансированным средствам практически завершены, соответственно результат этих работ будет являться реализацией фирмы до её реорганизации, не кому не передаются. При этом эти денежные средства становятся выручкой и могут учитываться в составе денежных средств.

Документальное сопровождение процедур, связанных с реорганизацией фирмы.

По нематериальным активам необходимо иметь следующие документы:

 - первичные документы, их учета;

 - инвентаризационная опись и акт;

 - решение собственников об их распределении;

 - по результатам реорганизации подготавливаются новые первичные документы, с новыми реквизитами;

 - служебная записка финансового директора об их распределении, если необходимо закрепленная за соответствующими структурными подразделениями;

При работе с основными средствами такими документами являются:

 - акты, накладные поставки на баланс объектов ОС;

 - инвентарные карточки, включая начисление амортизации;

 - карточки переоценки объектов ОС;

 - акты выбытия ОС;

 - карточки учета арендованных и сданных в аренду объектов ОС;

 - инвентаризационные описи и акты решения учредителей об их распределении;

 - документы государственной регистрации сделок по объектам недвижимости;

 - документы ГАИ о постановке и снятии с учета транспортных средств.

По результатам реорганизации обновляется весь документальный комплекс по основным средствам.

По незавершенному строительству и капитальным вложениям:

 - акты о стоимости выполненных работ;

 - сметы по всем объектам строительства и процент их выполнения;

 - договоры купли-продажи на отдельные объекты основных средств, еще не поставленные на балансовый учет со всеми учитываемыми дополнительными затратами включая договоры на транспортировку, хранение, сборку, подготовку их к эксплуатации;

По долгосрочным финансовым вложениям в состав документации входят:

 - полностью оформленные бланки акций и облигаций. Если эти бумаги выпущены в без документарной форме, то должны быть выписка из состава акционеров (из реестра);

 - договоры депозитного счета;

 - договоры займов;

 - депозитные банковские артефакты и решения учредителей о пропорции распределения. По договорам займа обязательно должны быть письменные подтверждения его получателей о согласии перезаключить указанные договоры.

Методика проведения процедуры разделения баланса.

1) погашение задолженностей по оплате труда и перед бюджетными и внебюджетными фондами. Поиск средств для покрытия указанных долгов при их недостаточности на банковских счетах и в кассе (гражданских, трудовых, налоги). При проведении реальной процедуры разделения задолженность по оплате труда оформляется в виде ведомости по начислению и выплате ЗП и платежного поручения на выплату налога на доходы физических лиц.

Финансовый менеджер принимает решение о покрытии недостатка средств на расчетном счете путем реализации остатков готовой продукции. Для этого необходимо знать уровень нормы прибыли (рентабельности производства, которая рассчитывается, как отношение прибыли к полной себестоимости выпущенной продукции).

Примем норму прибыли на уровне 15%. Цена продаж-нетто составляет сумму полной себестоимости и прибыли. Цена продажи-брутто - это цена продаж-нетто увеличенная на НДС.

2) Далее совершаются все необходимые сделки продажи, если такое условие дано акционерами или требуется по законодательству. Речь идет о патентах и другом неделимом имуществе;

3) Принимается решение о делении тех позиций актива, которые имеют ограничения;

4) В последнюю очередь подлежат делению так называемые регулировочные статьи и оставшиеся неразделенные позиции;

5) По валютам балансов в части актива подгоняется баланс по каждому реорганизованному предприятию в части пассива.

Уставной капитал делим в четкой пропорции.

Деление резервного капитала в заданной пропорции (25% от УК).

Деление кредитов и займов.