Технико-экономическое обоснование внедрения системы контроля свободности участков пути методом счета осей для участков с электротягой, страница 2

К ликвид.р.ц.=  4 931 453* 0,2 = 986 290,2 руб. - ликвидационная стоимость аппаратуры существующих рельсовых цепей, принимаем равной 20% первоначальной стоимости аппаратуры (в соответствии с рекомендациями А.А. Казаков, В.Д. Бубнов и др. "Системы автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте" М.: Транспорт, 1988, с. 219).

3.3 Экономия

3.3.1 Экономия эксплуатационных расходов по службе СЦБ

Стоимость исключаемых операций при замене традиционных рельсовых цепей системой ЭССО составляет 3048,92  руб. на 1 рельсовую цепь (по данным Дистанции сигнализации и связи Свердловск-сорт. (ШЧ-5) в ценах 2002 г. - см. Приложение 1, т.е. на 165 исключаемых рельсовых цепей экономия эксплуатационных расходов :

3 048,92   * 165  = 502 920 руб.

3.3.2 Экономия от предотвращения аварийных ситуаций

По статистическим данным в течение 2002 г.  потери от аварийных ситуаций (см. Приложение 3) на 1 рельсовую цепь составили 453,7 руб. в ценах 2002 г.

При замене традиционных РЦ на ЭССО аварийные ситуации полностью исключаются.

На 165 исключаемых рельсовых цепей экономия от предотвращения аварийных ситуаций:

453,7 * 165 =  74 860,5 руб.

3.3.3 Экономия эксплуатационных расходов службы пути

Поскольку работа ЭССО не зависит от сопротивления изоляции рельсовой линии, исключаются заявки службе пути по подрезке балласта. Исключаются операции по переборке стыков при сходах, т.к. для работы ЭССО изостыки не нужны. Качество шпал, наличие рельсовых соединителей также не влияет на работу ЭССО, поэтому все эти работы можно отнести к экономии эксплуатационных расходов, которая составит, согласно приложению 4, 46 343,12 руб. на 1 р.ц. в ценах 2002 г.

На 165 исключаемых рельсовых цепей экономия эксплуатационных расходов по службе пути :                                              46 948,25  * 165 = 7 746 461 руб.

3.3.4 Экономия от предотвращения задержек поездов по причине отказов устройств

По статистике работы ШЧ-5 ст. Свердловск-сорт. за 2002 г. по вине работников службы пути допущено 107 отказов на 201 час 02 минуты.

Отсутствие в ЭССО изостыков и рельсовых цепей позволяет предотвратить такие простои. Экономия от предотвращения задержек поездов по причине отказов устройств на 1 рельсовую цепь в год составит 70,88 руб. (Приложение 5),а на 165 рельсовых цепей:

70,88  * 165 =  11 695,2руб.

3.3.5Экономия от предотвращения хищений

Экономия от предотвращения хищений черных и цветных металлов на 1 р.ц. составит 40,54  руб. в год(см. Приложение 6 ), а на 165 рельсовых цепей:

40,54 * 165 = 6 681 руб.

Общая сумма экономии :                 Rобщ.= 8 342 626 руб.

3.4  Затраты на обслуживание.

3.4.1 Эксплуатационные расходы на 1 счетный пункт системы ЭССО - 1 165,87  руб. в год (см. Приложение 2), т.е. на 69 счетных пункта ЭССО :

1 165,87 * 69 = 80 442,96 руб.

3.5. Чистый доход от внедрения проекта

Горизонт расчета Т=5 лет (нестандартные машины и оборудование).

ЧД = (R00)+ (R11)+ (R22)+ (R33)+ (R44)+ (R55)= (R00) +5 (R11)=

 =35 424 622,8 руб. в ценах 2002 г.

где R0 = К ликв.+ (Кр.ц.-Кэссо)  - единовременная экономия в момент ввода в эксплуатацию;

      Зо = Ко + Со = Ко, т.к. экономия в момент ввода в эксплуатацию равна 0;

       R1 = Rобщ. - ежегодная экономия эксплуатационных расходов  по службам;

З1 -  ежегодные  эксплуатационные затраты.

3.6 Чистый дисконтированный доход

ЧДД = (R00)/(1+Е+z)0+(R11)/(1+Е+z)1+(R22)/(1+Е+z)2+(R33)/(1+Е+z)3+

+(R44)/(1+Е+z)4+(R55)/(1+Е+z)5 = 13 857 524,25  руб. в ценах 2002 г.

где Е =0,18- норма дисконта (условно принимается равным процентной ставке ЦБ РФ);

z - рисковая поправка (при инвестировании производства новых продукций и услуг z = 0,13)

3.7 Дисконтированный срок окупаемости необходимо определять в расчете на месячный интервал, т.к. Ток менее 1 года. Коэффициент дисконтирования на месячный интервал равен  Е=0,18/12 = 0,015;        рисковый коэффициент Z = 0,13/12 = 0,0108.

При этом (1+Е+Z)=(1+0,015+0,0108)= 1,025.

Дисконтированный срок окупаемости вычисляется из уравнения :

(R00)/(1+Е+z)0+(R11)/(1+Е+z)1++(R22)/(1+Е+z)2+(R33)/(1+Е+z)3+

+(R44)/(1+Е+z)4+(R55)/(1+Е+z)5   ..........≈  Ко

Ток ≈ 11 мес.

4 РЕЗЮМЕ

Существует 2 варианта контроля свободности участков пути :

·  рельсовые цепи, требующие больших эксплуатационных расходов и имеющие низкую надежность при засорении балласта токопроводящими частицами, сходе стыков и т.д.;

·  малообслуживаемая аппаратура ЭССО, работа которой не зависит от сопротивления балласта и состояния изостыков, позволяющая значительно сократить эксплуатационные расходы.

Экономическая эффективность внедрения аппаратуры системы ЭССО заключается

- в снижении расхода кабеля (вдвое уменьшается потребное количество жил);

- в снижении затрат на ремонт и обслуживание аппаратуры ЭССО по сравнению с традиционными РЦ;

- в снижении простоев подвижного состава и увеличении грузооборота;

- в предотвращении аварийных ситуаций, возникающих на станциях, перегонах и переездах при неработающих РЦ;

- применение ЭССО позволяет перейти от деревянных и железобетонных шпал к более долговечным и доступным металлическим, что дает дополнительную экономию эксплутационных расходов;

- в дальнейшем имеется возможность удешевления постовых устройств и сооружений СЦБ за счет перехода от традиционных релейных ЭЦ к более компактным и эффективным компьютерным ЭЦ;

При увеличении количества участков, одновременно оборудуемых аппаратурой ЭССО, повышается эффективность капиталовложений на первоначальное строительство и уменьшается срок окупаемости аппаратуры.

Экономия средств при оборудовании участка с 165 рельсовыми цепями аппаратурой ЭССО взамен традиционных РЦ в год составит в ценах 2002 г. :

1) Единовременная экономия капитальных вложений по сравнению с аппаратурой рельсовых цепей : Крц - КЭССО  = -970 565 руб.

2) годовая экономия за счет снижения эксплуатационных расходов службы СЦБ :

ССЦБ = 502920руб. / 69 7 288,7 руб. в год на 1 счетный пункт.