Поверочный расчет, построение и предварительный анализ динамического паспорта трактора. Оценка тягово-скоростных свойств, проходимости, агрегатируемости и топливной экономичности трактора, страница 2

где     ηмом и ηгс - КПД соответственно МОМ и ГСОМ;

Nт- полезная мощность трактора, кВт;

υр- рабочая скорость трактора, км/ч;

Cт-себестоимость работы трактора, коп/МДж или руб/у.эт.га (при 1 у.эт.га=100 МДж);

Цтм- комплексная цена топлива и смазочных материалов, коп/кг; такая "несовременная" единица измерения         цены принята с целью получения одинакового значения Ст в двух единицах измерения - коп/МДж и руб/у.эт.га;

Ни - низшая теплота сгорания дизельного топлива;

Ни = 42,5 МДж/кг;

Вт - балансовая стоимость трактора, руб;

а - суммарный коэффициент нормативных отчислений или реальных годовых расходов на техническое обслуживание  (ТО), текущий (ТР),  и  капитальный (КР) ремонты и реновацию; при ранее действовавших нормативах а = 0,325 (Т-25А)... 0,415 (Т-150К); а≈0,4;

Зот- затраты на оплату труда пользователя (тракториста), руб/год;

Пт - потери дохода, обусловленные трактором, руб/год;

tг - время работы трактора со средней нагрузкой Nт, ч/год.

Формула (2.23) и входящие в нее формулы (2.21) и (2.22) наглядно показывают основную задачу агроинженерной службы в области применения и технического сервиса тракторов:

для уменьшения себестоимости тракторных работ необходимо повышать КПД двигателя, трансмиссии, движителя, МОМ и ГСОМ, увеличивать общий коэффициент загрузки и время использования трактора.

Поскольку у исправных тракторов

ηмом≈ηгс≈ηтр,

то формулы (2.21) и (2.22) можно упростить и привести к виду:

ηмэсеηтр(1-δ)Кпз                                                                                              (2.24)

NтпзDгГGoυр/3,6                                                                                              (2.25)

где коэффициент полезной загрузки трактора

                                                     (2.26)

Следовательно, для  расчета себестоимости работы трактора по формуле (2.23) ключ пользования графиком динамического паспорта должен обеспечивать графическое определение переменных в правой части формул (2.24), (2.25) и (2.26), прежде всего рабочей скорости υр, входящей в общепринятую формулу производительности МТA в гектарах обработанной площади.

Для графического определения рабочей скорости МТA необходимо знать показатели полезной (ψкр, ψвом, ψгс) нормальной (Г, λ) и общей (Dг) нагрузки трактора и условий его движения, характеризуемых коэффициентами i, f и φ, то есть для решения прямой  общей задачи динамический паспорт имеет девять "входов".

Поскольку рабочая скорость (2.7) определяется как произведение теоретической скорости υт на разность 1-δ, то в динамическом паспорте (см. рис. 3) использована согласованная с графиком δ=f(Dгvλ) центральная лучевая номограмма графического умножения , а также левая лучевая номограмма двухступенчатого графического деления с диагональной сеткой графического переноса промежуточного результата Dгv на вертикальную шкалу. Центральная диагональная сетка используется для графического сложения значений ψоп и ψкр со значениями ψвом и ψгс, а правая лучевая номограмма графического деления Dо на Г представляет собой множество масштабных шкал для измерения значений Dг по графикам Dо=f(Vт). Поэтому при построении этой номограммы в интервале Г=1...5 единичные отрезки на правой шкале увеличиваем в пять раз по сравнению со всеми левыми шкалами и полученные точки соединяем лучами с соответствующими точками левой шкалы при Г=1.

В отличии от тяговой характеристики, построенной на допущении отсутствия буксования при холостом ходе по горизонтальной опорной поверхности (δ=0 при Ркр=0 и ψоп=f>0) > динамический паспорт построен на допущении отсутствия буксования (δ=0) при холостом ходе (ψкр=0, ψвом=0. ψгс=0) только на спуске i=f (ψоп=0). Поэтому холостой ход даже полноприводного трактора (λ=1) при

ψоп=Dоvλ

невозможен, так как Dоvλ=1, что соответствует δ=1 и υр=0. Следовательно, обязательным условием поступательного движения одиночного трактора, транспортного или иного МТА, а также автомобиля и автопоезда является неравенство

ψ<Dгvλ<1.                                                                                                 (2.26)

Это условие применительно к транспортному МТА Г=2 и λ=0,5, движущемуся на первой расчетной передаче по опорной поверхности φ0=0,6 и ψоп=ψ=Dг=0,12, выражено на рис.3 пунктирными стрелками-одним из вариантов, причем не основным, ключа пользования динамическим паспортом трактора. Первая, а не четвертая расчетная передача выбрана с единственной целью - размещения стрелок υр и υт на относительно свободном месте рис.3.

Для определения рабочей скорости комбинированного МТA, характеризуемого известными значениями Г>1, ψкр>0, ψвом>0 и ψгс>0, при равномерном движении по не горизонтальной опорной поверхности с известными значениями ψоп>f и 0<φ<1 необходимо использовать другой ключ пользования графиком динамического паспорта трактора:

1. На правой лучевой номограмме через известное значение Г провести вертикаль  масштаба Dг, точку ее пересечения с кривой (или прямой) λ спроектировать по горизонтали и отметить стрелкой на правой шкале графика δ=f(Dгδ/φvλ).