Обработка на оборудовании с автоматизированным циклом. Агрегатные станки. Станки с числовым программным управлением. Автоматические линии, страница 9

Поворотно-фиксирующие устройства применяют для   периодического поворота  заготовки   на угол  90°, 180° в горизонтальной и вертикальной плоскостях с последующей ее фиксацией. К ним относятся карусели, поворотные столы, качающиеся приспо­собления, барабаны, кантователи, поворотные лотки и т. п.

Накопители используются в АЛ с гибкой связью между позициями для обеспечения временного питания заготовками части линии, расположенной за прекратившим по какой-либо причине работу станком, или для накоп­ления необходимого количества заготовок между двумя позициями с раз­ной производительностью. Различают магазинные (тупиковые) и тран­зитные устройства. В магазинные накопители заготовки поступают или берутся из них только при отклонениях в работе линии, а в транзитных на­копителях заготовки непрерывно перемещаются.

Удаление образующейся стружки в АЛ осуществляется непрерывно или с небольшими паузами посредством обдувных устройств с сжатым возду­хом, моечных машин, цепных транспортеров, шнековых устройств, вибро­транспортеров и т. п. Обдуватели и моечные машины удаляют стружку с базирующих поверхностей заготовки и ориентирующих элементов при­способлений, а вынос стружки за пределы АЛ осуществляется специальны­ми транспортерами.

Транспортирование деталей между позициями обработки на автомати­ческих линиях может осуществляться: 1) непосредственным перемещением заготовок, имеющих устойчивые базовые поверхности; 2) перемещением заготовок, не имеющих таких поверхностей, в специальных приспособле­ниях-спутниках. Транспортные устройства со спутниками обеспечивают высокую точность обработки, так как заготовка в них фиксируется более надежно и точно. Однако в этом случае требуются дополнительные устройства, возвращающие спутники после окончания цикла обработки на линии в исходное положение; кроме того, стоимость самих спутников в ряде случаев оказывается довольно высокой

Основным видом транспортирующего устройства, используемого в ав­томатических линиях, являются шаговые (обычно - штанговые) транспор­теры. Наиболее простым по конструкции является штанговый транспор­тер с собачками. Принцип его работы заключается в том, что штанга совершает возвратно-поступательное движение на шаг, соответствующий расстоянию между станками. При движении вперед собачки толкают заго­товку, а при ходе назад — поворачиваются и проходят под заготовкой или спутником, возвращаясь в исходное положение.

Используется и флажковый транспортер с поворотной штангой и за­крепленными на ней «флажками». Штанга имеет возвратно-поступательное движение на шаг и, кроме того, возвратно-вращательное движение. Пово­рачиваясь в начале цикла вокруг своей оси, штанга захватывает флажками заготовку, после чего совершает поступательное движение на шаг, вновь поворачивается, освобождая заготовку от флажков, и возвращается в ис­ходное положение.

Транспортер-перекладчик с круглыми поворотными штангами обеспе­чивает перенос спутника или заготовки с позиции на позицию за счет того, что на двух круглых штангах имеются упоры. Поворачиваясь, штанги под­нимают заготовку над направляющими и совершают возвратно-поступа­тельное движение на шаг. Вновь поворачиваясь, они опускают заготовку в новую рабочую позицию и возвращаются в исходное положение. По такому же принципу работает и транспортер-перекладчик с прямоугольными штангами. Отличие заключается лишь в том, что в качестве упоров здесь используются ролики, способные перемещаться вверх-вниз.

Если в автоматической линии используются спутники, установленные цепочкой друг за другом, роль транспортера выполняет толкатель, ко­торый периодически перемещает цепочку спутников на один шаг. Приво­дом для всех названных транспортеров служат гидроцилиндры.

Область применения машиностроительных АЛ. В машиностроении в на­стоящее время действуют сотни автоматических линий для обработки де­талей и сборки сборочных единиц. В отдельных случаях имеются автома­тические цехи, в которых сосредоточены технологические потоки, реали­зуемые на автоматических линиях, и даже автоматические заводы. Примерами высокоэффективного использования автоматических линий являются заводы автомобильные (ЗИЛ, ВАЗ, ЯМЗ и др.), подшипниковые (1ГПЗ, 2ГПЗ и др.) и ряд других. Действуют автоматические линии по обработке метчиков и шатунов, колец подшипников и коленчатых валов, вагонных колес и блоков цилиндров, шестерен и валов, корпусов насосов к многих других деталей.

АЛ позволяют повысить качество и производительность обработки, высвободить значительное число рабочих от монотонного труда и т. д. Ав­томатизированное производство решает многие технические, социальные и экономические вопросы.

Следует особо отметить роторные автоматические линии. Они состоят из роторных станков, загрузочных и транспортных роторов, находящихся в непрерывном вращении. Преимуществом таких линий является совмеще­ние транспортных и рабочих движений, что сокращает внецикловые потери и время обработки. Производительность таких линий практически не зави­сит от длительности операций, так как можно увеличивать число рабочих роторов. Это позволяет добиться высокой производительности, совме­стить в одной линии операции, отличающиеся по длительности обработки, что на базе стационарных станков по существу невозможно.

Автоматические линии целесообразно применять в условиях, когда за­траты на их изготовление в течение 2 – 4 лет окупаются повышением про­изводительности, снижением себестоимости обработки детали и т. п. Тех­ническая и экономическая обоснованность применения АЛ является обязательным условием их изготовления и эксплуатации.