Краткое описание тем и примерные планы курсовых работ, страница 3

В курсовой работе рассматриваются вопросы, связанные с эмоциями, механизмами их возникновения через сложную цепочку рецепторов, импульсов, нейронных сетей в мозге человека и т. д., и факторами внешнего воздействия (любовь, юмор, шоколад, бананы, наркотики, спиртные напитки и т. п., способствующие снижению или повышению концентрации различных гормонов счастья или др. (эндорфин, серотонин, окситоцин и т. п.), влияющих на усиление или ослабление некоторых эмоций. Серотонин  – это, например, вещество, являющееся химическим передатчиком импульсов между нервными клетками человеческого мозга, дает прилив человеческих сил. У него есть антипод – мелатонин, вырабатывающийся из самого серотонина. Эндорфин – гормон удовольствия, счастья. Окситоцин – гормон любви. Таким образом, в данной работе требуется пояснить механизм и химию эмоций. Рекомендуемая первоочередная литература: учебники по КСЕ и психологии, биологии, http://ladies.academ.org/articles/zdorove/1972.

Примерный план:

1. Понятие и виды эмоций.

2. Механизм возникновения эмоций (различные теории, гипотезы об этих механизмах).

3. Факторы, влияющие на эмоции.


16.Стохастическая модель «хищник – жертва» и модель симбиоза

В природе существует несколько вариантов взаимоотношений: нейтрализм, паразитизм, симбиоз (мирное взаимовыгодное сосуществование), «хищник – жертва». В данной курсовой работе необходимо рассмотреть два последних из перечисленных механизмов. При этом для отношений «хищник – жертва» (например, зайцы и волки) требуется проанализировать существующие модели (математические уравнения), привести  в работе графические зависимости (учебник «КСЕ» у Дубнищевой Т. Я., соответствующий раздел). Термин «стохастическая» означает случайная, вероятностная, неопределенная, неточная. Действительно, в природе мало, что может быть стопроцентно предсказуемым. На данные отношения влияет много факторов: количество корма, число хищников, жертв, фактор изоляции, возможные пожары, число охотников, браконьеров, переселение других популяций жертв или волков и т. д.

Примерный план:

1. Модель «хищник – жертва».

2. Модель симбиоза.

На эту тему есть статья у Жереба В. П. вместе со студентами в разделе «Лекционный материал и материалы для самостоятельного освоения дисциплины», файл «Актуальные проблемы авиации и космонавтики...» (2007) – «Моделирование отношений в биосфере».

17. Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества (подлежит замене). Возможна замена на «Нанотехнологии».

В курсовой работе следует рассмотреть вопросы, связанные с историей открытия наноматериалов (жидкие кристаллы, аморфные материалы, продукты генной инженерии, текстиль с особыми структурой и свойствами и т. д. В ходе обсуждения необходимо описать способы получения, структуру и уникальные свойства наноматериалов и их возможное применение.

Примерный план:

1. Аморфные материалы.

2. Жидкие кристаллы.

3. Нанотехнологии в генетике.

4. Текстильные наноматериалы.

5. … (по желанию).

Любые  3…4 на выбор, если недостаточно по объему, можно выбирать большее количество видов.

18. Самоорганизация процессов в геологии, биологии и экологии

В первом вопросе необходимо рассмотреть понятие самоорганизации (это процесс перехода от менее сложного к более сложному или от хаоса к порядку, проходящий через точку бифуркации или начинающийся с нее, данный процесс изучается в синергетике), при каких условиях протекает данный процесс и в каких системах (сложных открытых нелинейных), дать определение этим системам, привести подробные примеры различных самоорганизационных процессов в физико-химических системах (лазер, турбулентное течение, ячейки Бенара, реакция Белоусова-Жаботинского), упомянуть про самоорганизацию в социальных системах (коллектив, работающий с полной самоотдачей во имя идеи или высокой прибыли, процесс воспитания ребенка, организация гражданского, правового общества), в биологических и геологических системах, (пример самоорганизации – это эволюция литосферы, гидросферы, биосферы).

Во втором вопросе курсовой работы требуется подробно описать вышеупомянутые биологическую (например, биосферу), геологическую (тектонические плиты, вулканические процессы) и экологическую системы и факторы, влияющие на их возможные состояния (определенные химические вещества (концентрация), энергетические источники (температура, давление), длительное время, влияние солнечной активности и т. д.). Дело в том, что самоорганизация протекает только при достижении определенных «пороговых» значениях факторов, способствующих переходу от хаоса к порядку или от менее сложного к более сложному. Таким образом, следует проанализировать существующие гипотетические теории эволюции этих систем.

Рекомендуемая первоочередная литература: учебник «КСЕ» (Дубнищева Т. Я.). На эту тему есть статья у Снежко (Голенковой) А. А. и у Жереба В. П. вместе со студентами в разделе «Лекционный материал и материалы для самостоятельного освоения дисциплины», файл «Актуальные проблемы авиации и космонавтики...» (2007-2008).

Примерный план:

1. Сущность самоорганизации.

2. Самоорганизация природных систем.

            2.1. Самоорганизационные процессы в биологии.

            2.2. Самоорганизационные процессы в геологии.

            2.3. Самоорганизационные процессы в экологии.

19. Эволюция биосферы, ее ресурсы и пределы устойчивости