Расчет привода технической системы. Вариант № 9, задание № 2, страница 2

Возьмем штифтовое соединение. Справочные данные:

Диаметр штифта dш=10 мм [1, т.17.2]

Длина штифта lш=60 мм [1, т.17.2]

Расстояние от края муфты до середины штифта l=25мм [1, т 17.2]

2.4 Расчет штифта на прочность

Штифт рассчитывается на прочность при срезе:

, где  - допускаемое напряжение среза штифта.

Сила, действующая на штифт:

Площадь среза:

, где z=1 – количество штифтов, i=2 – количество плоскостей среза.

Найденное значение меньше допустимого.


3 РАСЧЕТ ЗАКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

Вращающий момент на валу шестерни Т1=54,34 Н*м при частоте вращения , угловой скорости вращения: , передаточное число конической передачи: U1=2,8, вращающий момент на валу колеса Т2= Н*м.

Для изготовления шестерни выбираем сталь 40Х, улучшенную с твердостью НВ 270, для изготовления колеса – сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 245 [1, т. 11.6]

3.1. Расчет передачи на прочность

Определение контактного допускаемого напряжения:

, здесь принято для колеса значение предела контактной выносливости:  

 - коэффициент долговечности, [SH]=1.15 – коэффициент безопасности [2, т. 3.2]

КНβ=1,35-коэффициент учитывающий распределение нагрузки по зубьям при консольном расположении шестерни [2, т. 3.1]

Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию: ψbRe=0.285 (рекомендация ГОСТ 12289-76)

Внешний делительный диаметр колеса рассчитывается по формуле:

.

Для прямозубых передач принимается ka=99, подставим данные:

Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение .

Примем число зубьев шестерни z1=25, тогда число зубьев колеса:

z2=z1*u1=25*2.8=70

Внешний окружный модуль:

Углы делительных конусов:

Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b рассчитывают по формулам:

=

Внешний делительный диаметр шестерни:

Средний делительный диаметр шестерни:

Внешний диаметр шестерни и колеса (по вершинам зубьев):

Средний окружный модуль:

Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру:

Средняя окружная скорость колес

Для проверки напряжений определяем коэффициент нагрузки:

KH=K*K*K,

где K=1,195 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба при консольном расположение колес, твердости НВ<350, при =0,5 [2, т.3.5];

K=1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями [2, т.3.4]

K=1.05 – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении для прямозубых колес при ≤5м/с [2, т.3.6]

Таким образом, KH=1,195*1*1,05=1,255.

Проверяем контактное напряжение:

Силы в зацеплении (окружная сила):

Радиальная сила для шестерни, равная осевой силе для колеса:

Радиальная сила для колеса, равная осевой силе для шестерни:

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:

, где kF – коэффициент нагрузки, YF – коэффициент формы зуба, =0.85 - коэффициент долговечности,  - допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжению изгиба.

kF = K*K , где K-коэффициент распределения нагрузки по ширине зуба; K-коэффициент динамичности нагрузки.

K =1,305, при  =0,5, консольном расположении колес, валах на роликовых подшипниках и твердости НВ<350 [2, т.3.7]

K =1,45, при твердости НВ<350 и скорости  [2, т.3.8].

Итак, kF = 1,305·1,45=1,892.

YF – коэффициент формы зуба выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:

для шестерни: zυ1=z1/cosδ1=25/cos  ≈27,

для колеса: zυ2=z2/cos δ2=70/cos  ≈208.

При этом  YF1 =3,88, YF2 =3,6 [2, с.42]

Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжению изгиба: , для стали 40Х улучшенной при твердости HB<350 предел контактной выносливости зубьев при изгибе =1.8·HB [2, т.3.9]

Для шестерни:

Для колеса:

Коэффициент запаса прочности: , по [2, т.3.9] =1,75, для поковок и штамповок =1, =1,75·1=1,75.

Допускаемые напряжения изгиба при расчете зубьев на выносливость:

для шестерни:

для колеса:

Определим наименее прочное колесо передачи  по отношению [σF]/yF:

для шестерни: [σF1]/yF1=280/3,88≈72МПа

для колеса: [σF2]/yF2=250/3,6≈70МПа

Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, так как полученное отношение для него меньше. Проверяем зуб колеса.

, где d2 - средний делительный диаметр колеса, Ft2 – окружное усилие, действующее на зуб колеса.

Напряжение изгиба зуба колеса:

3.2. Расчет соединения колеса конической передачи с валом.

Посадочный диаметр на промежуточный вал , где : : исел зубтьт эвках и  напряжением изгибастерни:для прямозубых м расположение колес, твердости НВ, [τk]=25МПа -пониженное допускаемое напряжение при кручении;

, примем dв=31мм, тогда длина ступицы: LCT=1,2·31≈38мм.

Подберем прямобочное шлицевое соединение по диаметру вала из средней серии [1, т.4.5]:

z=6 – количество зубьев,

d=26мм – диаметр впадин зубьев,

D=32мм – диаметр выступов зубьев,

dср=29мм – средний диаметр шлицевого соединения,

b=6мм – ширина зуба,

l= LCT=38мм - длина шлицевого соединения.

Рассчитаем шлицевое соединение на прочность. Расчет ведем на смятие, тогда напряжение смятия:

,

где  - допускаемое напряжение смятия,

- сила, действующая на шлицы,

- площадь смятия.

, необходимое условие на прочность соблюдается.

3.3. Конструктивные особенности конического колеса.

Подберем размеры для конической передачи [2, т.10.1]:

длина ступицы LCT =38мм,

диаметр вала dв=31мм,

диаметр ступицы dст=1.6dв=1,6·31≈50мм,

внешнее конусное расстояние Re =119мм,

ширина зуба b=34мм,

внешний диаметр выступов зубьев колеса: dae2=227мм

толщина диска колеса: С=025b=0.25·34≈9мм,

толщина зубчатого венца δ0=3,5m=3.5·2.744≈10 мм


4 РАСЧЕТ ЗАКРЫТОЙ ПРЯМОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

Вращающий момент на валу шестерни Т2= Н*м при угловой скорости вращения: , передаточное число цилиндрической передачи: U2=4, вращающий момент на валу колеса Т3=544,428 Н*м

Для изготовления шестерни выбираем сталь 45, с твердостью НВ 230, для изготовления колеса – сталь 45 с твердостью НВ 200 [1, т. 11.6]