Расчет привода технической системы. Вариант № 9, задание № 2, страница 3

4.1. Расчет передачи на прочность

Определение контактного допускаемого напряжения:

, где  - коэффициент долговечности; предел контактной выносливости для стали HB<350: [2, т. 3.2]; [SH]=1.1 – коэффициент безопасности [2, т. 3.2]

Для шестерни:

Для колеса:

КНβ=1,07-коэффициент учитывающий распределение нагрузки по зубьям при несимметричном расположении колес [2, т. 3.1], а также принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию:  [2, c.36]

Рассчитаем межосевое расстояние:

, для прямозубых колес примем коэффициент Ка =49,5;  =  =428МПа – контактное допускаемое напряжение.

Находим основные параметры шестерни и колеса прямозубой цилиндрической передачи.

Межосевое расстояние:

имем е:евому расстоянию: колеса.:как полученное отношение для него пп, примем  по ГОСТ 2185-66 [2, c.36]

Нормальный модуль зацепления вычисляется по формуле:

, примем mn=6мм по ГОСТ 9563-60 [2, c.36]

Назначим количество зубьев: для шестерни z1=25, для колеса: z2=z1·u2=25·4=100.

Делительные диаметры:

для шестерни d1=mn*z1=6*25=150мм

для колеса d2=mn*z2=6*100=600мм

Диаметры окружностей вершин зубьев:

для шестерни da1=d1+2mn=150+2·6=162мм

для колеса da2=d2+2mn=600+2·6=612мм

Ширина колеса: b2ba*aw=0.25·400=100мм

Ширина шестерни на 5 мм больше: b1=b2+5=105мм

Проверим передачу на контактную прочность.

Коэффициент ширины шестерни по делительному диаметру:

Окружная скорость колес:

.

Найдем коэффициент нагрузки:

KH=K*K*K,

где K=1,09 - коэффициент распределения нагрузки между зубьями [2, т.3.4]

КНβ=1.07 - коэффициент учитывающий распределение нагрузки по зубьям

K=1,05-коэффициент динамичности нагрузки при скорости  [2, т.3.6]

Таким образом, KH=1,07·1,09·1,05=1,225

Контактное напряжение находится по формуле:

Необходимое условие прочности выполнено.

Проверим зубья на выносливость по напряжению изгиба.

Расчет будем вести по тому колесу, для которого отношение [σF]/yF меньше, где [σF] - допускаемое напряжение изгиба при расчете зубьев на выносливость, yF – коэффициент формы зуба.

Принимаем yF=3.9, yF=3.6 [2, c.42]

, где =1.8·HB - предел контактной выносливости зубьев при изгибе [2, т.3.9];

Для шестерни:

Для колеса:

  - коэффициент запаса прочности.

*=1,75, для поковок и штамповок =1, =1,75·1=1,75 [2, т.3.9]

Допускаемые напряжения изгиба при расчете зубьев на выносливость:

для шестерни:

для колеса:

Определим наименее прочное колесо передачи  по отношению [σF]/yF:

для шестерни: [σF1]/yF1=237/3,9≈61МПа

для колеса: [σF2]/yF2=206/3,6≈57МПа

Следовательно, расчет на выносливость по напряжению изгиба будем вести по колесу. Напряжение изгиба:

, где  - окружная сила, действующая на зуб колеса; kF – коэффициент нагрузки.

kF = K*K , где K=1,145-коэффициент распределения нагрузки по ширине зуба [2, т.3.7]; K=1,25 - коэффициент динамичности нагрузки [2, т.3.8], получаем: kF=1,145·1,25=1,431.

Таким образом, . Найденное значение меньше допустимого.

4.2. Расчет соединения промежуточного вала с шестерней цилиндрической передачи:

Посадочный диаметр на промежуточный вал , где : : исел зубтьт эвках и  напряжением изгибастерни:для прямозубых м расположение колес, твердости НВ, [τk]=25МПа -пониженное допускаемое напряжение при кручении; dв=31мм (см. п.3.2)

Длина ступицы шестерни: LCT=1,2·31≈38мм, однако длина ступицы не может быть меньше ширины шестерни, поэтому: LCT=b1=105мм.

Для соединения вала с шестерней используем шпоночное соединение.

Подберем длину шпонки приблизительно на 10 мм меньше длины ступицы: lшпонки=90мм (по ГОСТ 23360-78).

Справочные данные шпоночного соединения [2, т.8.9]:

ширина шпонки: b=16мм,

высота шпонки: h=10мм,

длина шпонки: l=90мм,

глубина паза в валу t1=6мм,

глубина паза в ступицу t2=4мм.

Шпонка рассчитывается на прочность при смятии:

, где  - допускаемое напряжение смятия.

- сила, действующая на шпонку,

- площадь смятия.

, необходимое условие на прочность соблюдается.


5. РАСЧЕТ ВЕДУЩЕГО ВАЛА ПРИВОДА

5.1 Подберем геометрические размеры по ГОСТ.

Ведущий вал сделан из легированной стали СТ 40 Х ГОСТ 1050-74 [3, т. 9]

1) Диаметр вала под муфтой

dk=dэд=38мм, где dэд - диаметр вала электродвигателя.

2) Диаметр вала под подшипником качения

dп>dk на 7-10мм, dп=45мм

3)Диаметр промежуточного участка вала

dk< dk-п<dп, 38< dk-п<45, примем dk-п=42мм

4) Диаметр вала под ведущим шкивом, диаметр буртика

Диаметр вала под ведущим шкивом: , где Т1 - момент вращения ведущего вала; МПа- допускаемое напряжение при кручении.

dб> dп и dб>d (на 5-7мм большего)

dб=50мм

5) Длина участка вала  под муфтой

≈53 мм

Где L- длина муфты.

6) Длина промежуточных участков вала  и длина вала под подшипниками :

, где  - ширина подшипника. Вал держится на радиально-упорных конических подшипниках качения 7309 (средняя серия) [1, т. 16.9].

7) Длина  участка вала  буртика

8) Длина участка вала под ведущим шкивом

, где b – ширина обода шкива

5.2 Подбор шпоночного соединения с валом по ГОСТ-23360-78

Длина ступицы ведущего шкива: LCT=1,8·23≈42мм

Справочные данные шпоночного соединения [2, т.8.9]:

ширина шпонки: b=8мм,

высота шпонки: h=7мм,

длина шпонки: l=32мм,

глубина паза в валу t1=4мм,

глубина паза в ступицу t2=3,3мм.

Шпонка рассчитывается на прочность при смятии:

, где  - допускаемое напряжение смятия.

- сила, действующая на шпонку,

- площадь смятия.

, необходимое условие на прочность соблюдается.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Кузьмин А.В. Расчеты деталей машин: Справочное пособие.- 3-е изд. перераб. и. доп. – Минск.: Высшая школа, 1986.- 400 с.:ил.

2.  Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.: Машиностроение, 1988.

3.  Анурьев В.И. справочник конструктора-машиностроителя : В 3-х т. Т. 1.–

5-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1979.– 728с., ил.