Перечень вопросов для проверки усвоения материала по курсу «Прикладная механика» (Часть 2)

Страницы работы

Содержание работы

Перечень вопросов для проверки усвоения  материала по курсу «Прикладная механика» (Часть 2)

1.Перечислите основные требования, предъявляемые к несущим

конструкциям, механизмам и узлам РЭС.

Ответ: 1.Прочность  - способность детали узла сопротивляться разрушению любого вида. Различают объёмную и поверхностную прочность. При недостаточной объемной прочности наступает поломка детали, поверхностной – изъявление поверхности. 2.Жесткость – способность детали под действием сил сохранять деформацию в пределах допустимой. Недостаточная жесткость приводит к потере точности, повышению трения, возникновение вибраций. Расчет на жесткость сводится к определению удлинений, узлов деформаций и сравнению их с допустимыми значениями. 3.Твердость – способность оказывать сопротивление внедрению в него более твердого тела. 4.Износостойкость – Способность сохранения размеров сечений и состояния поверхности при выполнении рабочих операций (изучается триботехникой). Повышение износостойкости может привести к снижению КПД, точности, повышению динамических нагрузок. 5.Надежность – свойство выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей в заданных пределах. 6.Технологичность – конструктивное решение деталей ,узлов и изделия в целом которое обеспечивает наиболее быстрое, экономичное освоение изделия в производстве. Характеризуется коэффициентом использования материалов = mдетали/mзаготовки, коэффициентом материалов = Nобщее число деталей/Nчисло марок материала. 7.Точность – свойство механизма обеспечивать погрешности положения и движения в ведомых звеньях при заданных законах движения ведущих звеньев. Оценивается ошибкой положения, перемещения, передаточного отношения.

2.Перечислите виды изнашивания при трении скольжения и качения.

Ответ: В условиях трения качения (трение движения двух твердых тел, при котором их скорости в точках касания одинаковы по величине и направлению) основным видом изнашивания является контактная усталость. Она проявляется в образовании трещин на рабочих поверхностях деталей от циклических контактных напряжений вызванных перемещением зон контакта при качении. Их развитие приводит к отделению от поверхности детали частиц металла и появлению небольших ямок. Усталостное выкрашивание является распространённым видом повреждения рабочих поверхностей зубьев колес, подшипников и др. Длительность работы детали до появления выкрашивания зависит от максимальных контактных напряжений. Выкрашивание металла может носить ограниченный или прогрессирующий характер. Контактная усталость деталей определяется: физ-мех св-вами материалов, скоростью смещения, режимом нагружения, шероховатостью поверхностей, сортом характеристикой и способом подачи смазки в зону контакта. Наиболее существенное влияние на контактную прочность оказывает твердость поверхностей контакта.

В условиях трения скольжения (сопротивление перемещению твердых тел, при котором скорости тел в точках контакта (касания) различны по величине или направлению) наиболее часто встречаются абразивное, водородное, молекулярно- механическое изнашивания, а также фреттинг-коррозия. Абразивное – разрушение поверхности детали в результате её взаимодействия с твердыми частицами при взаимном перемещении с некоторой относительной скоростью. Типично для машин, работающих в средах с повышенным содержанием абразивных частиц. Для снижения снижают уровень абразивного воздействия, повышают твердость материалов деталей. Водородное. Основная его особенность в том, что выделяемый при трении водород адсорбирует на поверхностях трения и при высокой температуре диффундирует в деформируемый слой стальных деталей, вызывая (по мере накопления) охрупчивание, появления большого числа трещин по всей зоне деформирования и мгновенное образование мелкодисперсного порошка материала. Типично для тормозных колодок и барабанов, дисков и фрикционных муфт. Для уменьшения применяют стали легированные хромом, титаном, ванадием, используют смазки, мало подверженные гидрогенизации, снижают температуру в зоне контакта. Молекулярно-механическое изнашивание происходит при высоких напряжениях в зоне сопряжения деталей из однородных материалов и начинается с локального пластического деформирования и разрушения окисных пленок на отдельных участках поверхности контакта, а заканчивается молекулярным сцеплением – контактной сваркой материала этих участков деталей и последующим разрушением зон сварки при относительном движении. Эффективными средствами такого заедания являются смазки, а также покрытия, окисные пленки. Коррозионно-механическое изнашивание распространено в машинах, в которых трущиеся детали вступают в химическое взаимодействие со средой. Фреттинг-коррозия – образуются мелкие ямки и продукты коррозии в виде налета и т.п. Продукты коррозии не удалятся из зоны контакта и превращаются в абразивные частицы.

3.Перечислите критерии (параметры) надежности.

Ответ: Безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость. Под безотказностью понимают свойство изделия сохранять непрерывную работоспособность; под долговечностью – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов; под ремонтопригодностью – свойство изделия, позволяющее производить его ремонт и техническое обслуживание, а под сохраняемостью понимают свойство изделия сохранять показатели качества в течение срока хранения и транспортирования, а также после них.

4.Перечислите материалы, используемые для изготовления НК, узлов и деталей.

Ответ: Стали – сплав железа с углеродом (до 2%) и другими элементами. Имеют высокую прочность, пластичность, хорошо обрабатываются механически, термически химико-термически. Делятся на углеродистые и легированные. Чугуны – сплав железа и углерода (более 2%).Обладают высокими литейными свойствами, хорошо обрабатывается резанием, образуя высококачественную поверхность для узлов трения и неподвижных соединений. В зависимости от структуры подразделяют на белые ковкие и серые. Медные сплавы – латуни и бронзы (см. ниже). Баббиты – сплавы на основе олова, свинца и цинка. Высококачественные хорошо прирабатывающиеся антифрикционные подшипниковые материалы. Но обладают высокой стоимостью. Титановые сплавы – сплавы титана с алюминием, медью и другими присадками. После термообработки имеют высокую прочность, небольшую плотность и высокую коррозийную стойкость. Пластмассы – материалы на основе природных или синтетических полимеров – связующего, имеют 40-70% "несущих" компонентов в виде волокон (текстильных, стеклянных, асбестовых), ткани бумаги, муки (древесной, минеральной) и др. Резины – материал на основе натурального или природного каучука. Обладают высокой упругой податливостью (малой жесткостью), хорошо гасит колебания, сопротивляется истиранию. Может армироваться текстильными или стальными элементами.

Похожие материалы

Информация о работе