Выявление отношения младших школьников и учителей начальных классов к использованию опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира, страница 3

Для оценки уровня познавательного интереса учащихся к естествознанию на контрольном этапе эксперимента по трём выбранным нами  критериям мы снова использовали балльную систему. На контрольном этапе эксперимента были  получены следующие   результаты: на уроках окружающего мира, где учитель использовал опытно-экспериментальную работу, 33 % учащихся  проявили высокий, стабильный  познавательный интерес к изучению естествознания; 60 % учащихся проявили средний (ситуативный)  познавательный интерес, который зависел от темы урока и вида деятельности; 7% учащихся продемонстрировали низкий уровень познавательного  интереса.

Динамика уровня познавательного интереса к естествознанию по трём критериям на начало и конец эксперимента (%%)

Уровни понавательного интереса к естествознанию

Высокий уровень в %

Средний уровень в %

Низкий уровень в %

Этапы

Критерии

Конст.

Контр

Конст

Контр

Конст

Контр

Отношение к школьному предмету «Окружающий мир»

27

40

33

47

40

13

Чтение литературы по естествознанию

47

53

27

40

26

7

Активность учащихся на уроках «Окружающего мира»

27

33

27

60

46

7

Сравнительные данные по констатирующему и контрольному этапу эксперимента помещены в  балльной таблице «Сравнительная  таблица уровней познавательного интереса учащихся к естествознанию на начало и конец эксперимента» (приложение 8; таблица 2.5.; рис. 2.).

Рис.2.

ТТаблица 2.5.

Сравнение уровней познавательного интереса на начало и конец эксперимента

Констатирующий этап

(уровни и соответствующее количество детей)

Контрольный этап:

(уровни и соответствующее количество детей)

высокий - 4 (27)%;

средний – 6 (40%);

низкий – 5 (33%)

Высокий - 5 (33%)%;

Средний - 9 (60%);

Низкий -1(7%)

Из таблицы 2.5. видно, что в конце эксперимента уровень познавательного интереса к естествознанию у большинства учащихся класса изменился в лучшую сторону. Количество учащихся с высоким уровнем познавательного интереса к естествознанию увеличилось с 27 %  до 33%; со средним уровнем также  увеличилось с 40% до 60%; а вот количество учащихся с низким уровнем познавательного интереса к естествознанию уменьшилось до 7%. Низкий уровень познавательного интереса на контрольном этапе эксперимента был отмечен только у одного ученика.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что использование опытно-экспериментальной работы  на уроках «Окружающего мира» эффективно формирует познавательный интерес младшего школьника к естествознанию. Следовательно, её как можно чаще нужно включать в  уроки «Окружающего мира» для решения разнообразных дидактических задач. В  вариативные программы по «Окружающему миру»  опыты и эксперименты следует  включить   в большем объёме.