Выявление отношения младших школьников и учителей начальных классов к использованию опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира

Страницы работы

Содержание работы

Базой для оптыно-экспериметальной работы стала МОУ «Лицей № 10» 3 «Д» класс. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

-  выявление отношения младших школьников  и учителей начальных классов к использованию опытно-экспериментальной работы на  уроках окружающего мира;

-  определение уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к естествознанию, а также степени его интенсивности;

-  выполнение на уроках учебных экспериментов, предлагаемых программой по окружающему миру «Начальная школа XXI века”;

-   разработка и применение учебных экспериментов по отдельным темам программы   окружающего мира;

-  создание в ходе использования опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира педагогических условий  для формирования познавательного интереса младших  школьников к естествознанию;

На констатирующем этапе эксперимента обследовались 15 учащихся третьего класса, на вопросы анкет ответили 10 учителей (из них 4 учителя начальных классов), 15 родителей учащихся. Использовались анкеты и тесты для родителей и учителей, задания для детей,  интервью с учащимися 1 – 4-х классов, наблюдение. Из анкет мы узнали, как учителя относятся к методу учебного эксперимента и как часто применяют его на уроке (см. приложение 1).

Из интервью с младшими школьниками мы узнали, интересно ли им проведение опытов  на уроках окружающего мира, и как часто они  хотели бы заниматься этой работой самостоятельно.

Изучение научно-методической литературы, позволило нам мы выделить для своей экспериментальной работы критерии оценки уровня познавательного интереса младших школьников к естествознанию. Мы выбрали следующие критерии:

•  отношение младших школьников к школьному предмету «Окружающий мир»;

•  чтение учащимися  дополнительной литературы по естествознанию;

•  активность учащихся на уроках «Окружающего мира»

Для выяснения на констатирующем этапе эксперимента отношения младших школьников к школьному предмету «Окружающий мир»  была применена методика «Составь расписание». Анализ результатов этой работы показал, что любимыми предметами в третьем классе начальной школы являются «Окружающий мир» и математика, на втором месте - рисование и чтение. Ещё меньше голосов получили такие школьные предметы как русский язык, физкультура и технология. Можно сделать вывод, что большинству третьеклассников интересен предмет  «Окружающий мир».Из таблицы 1 (Приложение 2) также видно, что третьеклассники проявляют повышенный интерес не к одному, а к нескольким школьным предметам. Это подтвердили и наблюдения за младшими школьниками на их «любимых» уроках. Полученные данные  об уровне познавательного интереса  младших школьников к естествознанию по критерию «отношение к предмету «Окружающий мир» были занесены в таблицу «Динамика уровня познавательного интереса по критерию «отношение к предмету «Окружающий мир»» (Приложение 3). На констатирующем этапе по данному критерию мы получили следующие результаты: высокий уровень познавательного интереса у 27%, средний – у 33%, низкий у - 40% учащихся.

Познавательный интерес младших школьников  к естествознанию мы выявляли путём ознакомления с их читательскими предпочтениями. Для этого мы использовали анкету изучения читательских интересов (текст анкеты в Приложении 4).

Результаты анкеты были следующие: 47 % учащихся любят и  часто читают книги о природе; 27 % - любят такие книги, но читают  их редко; не любят и не читают – 13%; любят  читать  совсем другие книги – 13% учащихся класса. Результаты  анкетирования содержатся в  обобщающей таблице «Динамика уровня познавательного интереса по критерию «Чтение литературы по естествознанию» (приложение 5).

Третий критерий оценки уровня познавательного интереса младших школьников к естествознанию – активность детей на уроках окружающего мира. Мы провели наблюдение за активностью младших школьников на тех уроках, на которых опытно-экспериментальная работа не проводилась. Показатели активности детей были следующие: степень добровольного участия в учебном процессе; эмоциональное отношение к учебной деятельности; задаваемые детьми вопросы по теме урока; желание продолжить работу дома или после звонка. Данные о результатах наблюдений были занесены в обобщающую таблицу «Динамика активности  младших школьников на уроке окружающего мира на начало и конец эксперимента» (Приложение 6). В графу «высокая активность» заносились  показатели тех детей, которые работали по собственному желанию в течение всех, наблюдаемых нами уроков, работали с удовольствием, проявляли заинтересованность, творчество и фантазию при решении проблемных задач, делали добровольные сообщения по теме урока, продолжали учебную  работу после звонка, задавали учителю содержательные вопросы по теме урока.

В графу «средняя активность» заносились показатели детей, которые были активны, но не на всех уроках, не всегда приступали к работе по собственной инициативе, но  в целом демонстрировали положительное отношение к уроку, заинтересовано слушали учителя.

В графу «низкая активность и пассивность» заносились  показатели детей, которые на большинстве наблюдаемых нами уроков отвлекались, не внимательно слушали учителя, по собственному желанию не поднимали руку, чтобы ответить, не задавали вопросов, а также - скучали, «смотрели в окно», занимались посторонними делами.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Расчетно-графические работы
Размер файла:
100 Kb
Скачали:
0