Требования к оформлению текста курсовой работы. Этапы и методы психологического исследования, страница 3

Методологический аппарат научной работы  жестко задает содержание исследования, и одними из существенных недостатков может стать несоответствие содержания работы, целям, задачам и гипотезе исследования.

4.  Структура курсовой  работы

Примерная структура курсовой работы дана в приложении. Основное содержание ее разделов будет приведено ниже.

Как уже указывалось, введение состоит в основном из определения методологического аппарата исследования.  Текст введения пишется после проведения теоретического и эмпирического исследования.

Первая, теоретическая глава курсовой работы,  как правило, состоит из двух параграфов. В первом параграфе раскрываются основные понятия темы, приводятся  определения психических явлений разными авторами из разных источников, описываются виды, свойства и функции исследуемых явлений. При написании этого параграфа допустимо использование учебной и справочной литературы. Во втором параграфе целесообразно рассмотреть исследования по сходной проблематике. Для этого лучше использовать статьи в научных журналах по психологии, монографии. Научная этика требует при написании теоретической главы  указывать, точка зрения какого автора отражена в тексте. При этом ссылки могут быть оформлены в виде указания в квадратных скобках на номер работы автора (или нескольких) в списке литературы.

Пример: Наиболее полно проблема структуры личности отражена в работах К.К. Платонова [5, 6].

Вторая глава курсовой работы представляет собой описание проведенного студентом исследования. Ее структура жестко задается требованиями к описанию научного исследования. Она  состоит из четырех параграфов:

2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования. 

2.2. Методика исследования.

2.3. Результаты исследования.

2.4. Обсуждение результатов.

В параграфе 2.1. автор, обобщив результаты теоретического анализа по проблеме исследования, приведенного в первой главе, формулирует и обосновывает цель исследования, задачи (которые будут решаться при проведении исследования) и выдвигает гипотезу. При написании текста курсовой работы эти элементы методологического аппарата должны   быть перечислены и во введении.

Параграф  2.2. Методика исследования  включает описание трех элементов технологии конкретного исследования выполненного студентом: испытуемых, конкретных методик получения эмпирических данных, процедуры.

Характеристика выборки испытуемых это указание на то, кто принимал участие в исследовании, сколько их было, каковы их объективные особенности – пол, возраст, образование и т.п., важные для решения задач исследования. Количество испытуемых зависит от задач исследования, обычно это средний размер  учебной группы – около 20 человек.

Пример:

В исследовании принимали участие  ученики девятого  класса. В классе на момент тестирования присутствовало 17 учащихся. Из них 10 мальчиков и 7 девочек. Средний возраст 14 лет.

Описание конкретных методик исследования должно включать сведения о том, из какого источника они были заимствованы (сборники психологических тестов, научные монографии и т.п.), что собой представляют (опросник, набор интеллектуальных заданий, выполнение рисунка и т.п.), какой результат позволяют получить. Если автор самостоятельно разрабатывал анкету, составлял вопросы, то они полностью приводятся и обосновываются, если это стандартная, широко известная методика, то вопросы или задания входят  в приложение.  

Пример:

В исследовании использовались методики: «Оценка устойчивости внимания» [Ратанова Т.А., 2003, с.28], «Изучение распределения внимания» [Там же, с. 30] и «Изучение переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением»[Там же, с. 31].

При оценке устойчивости внимания используется   корректурная таблица, которая представляет собой бланк со строками, состоящими из случайно чередующихся букв русского алфавита. Испытуемым зачитывается инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и зачеркивайте их. Букву «К» зачеркнуть, букву «Н» обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по моей команде. Время работы – 5 минут».