Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области, страница 5

Конкуренция является необходимым условием функционирования рыночной экономики, ее базисом.

Развитая конкурентная среда предполагает отсутствие или снижение до минимума барьеров входа на рынок, наличие необходимой инфраструктуры, значительного количества конкурирующих хозяйствующих субъектов, формирование правовых и организационных условий и механизмов предупреждения, ограничения и предотвращения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим рынок розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области.

В Волгоградской области расположены предприятия по добыче нефти и производству нефтепродуктов, по оптовой и розничной торговле моторным топливом.  Крупнейшим производителем нефтепродуктов в регионе является ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», входящее в группу компаний «ЛУКОЙЛ». За 2009 год предприятием произведено более 1482 тыс. тонн автомобильного бензина, около 3200 тыс. тонн дизельного топлива, 468 тыс. тонн смазочных нефтяных масел и 1777 тыс.тонн мазута.

Реализация нефтепродуктов потребителям производится двумя способами:

1.  Через нефтебазы (оптовый рынок нефтепродуктов)

2.  Через автозаправочные станции (АЗС) (розничный рынок)

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области на территории региона находится около 400 АЗС, около 190 из них−на территории Волгограда и других крупных городов.

В современной структуре мирового нефтяного бизнеса преобладают вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Они являются наиболее известными и эффективно действующими нефтяными компаниями мира. Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка — нефтехимия — сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.

В России существует три типа организации в данной отрасли[10]:

1. Предприятия, вовлеченные в производство, переработку и распределение.

2. Интегрированные компании

3. Транспортные компании

АЗС, в зависимости от того, принадлежат ли они к вертикально интегрированным нефтяным компаниям, существенно различаются по внешнему виду, технологической оснащенности, оказанию различных  дополнительных услуги применению различных способов оплаты. Следствием такой дифференциации является разница в объемах реализации нефтепродуктов.

В данной отрасли на товарном рынке розничной торговли на территории Волгоградской области существует ряд барьеров для входа на рынок[11]: 

1.  Наличие среди действующих хозяйствующих субъектов ВИНК. ВИНК являются своего рода монополистами рынка розничной торговли нефтепродуктов. Этот барьер оказывает отрицательное воздействие на развитие конкуренции на данном рынке, так как ВИНК диктуют свою ценовую политику новым компаниям, входящим в отрасль. Они намеренно завышают цены, не давая малым предприятиям возможности развиваться.

Таблица 2

Коэффициент рыночной концентрации на исследуемом рынке на территории Волгоградской области, 2007 год (в %)

Вид нефтепродукта на индивидуальном товарном рынке

Доля рынка, принадлежащая ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП», ООО «ПРОЭКС», ЗАО «Энергосервис»

АИ−76(80)

73,54

АИ−92 (АИ−91,АИ−93)

74,54

АИ−95(АИ−96)

81,44

АИ−98

96,15

ДТ

78,51

Источник: «Программа развития конкуренции в Волгоградской области на 2010−2012 годы»  // Официальный портал губернатора и правительства Волгоградской области. Режим доступа:http://economics.volganet.ru/export/sites/economics/folder_4/folder_3/downloads/Programma_konkurentzii.pdf С.34