Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области, страница 2

Все указанные черты определяют характер ценообразования. Характерные признаки четырех базовых рыночных структур можно представить в виде табл. 1:

Таблица 1

Типы рыночных структур.

Характеристика

Типы рыночных структур

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Контроль над рыночной ценой

Отсутствует

В узких рамках

Ограниченный

Искл.: сговор, картелизация отрасли

Значительный

Характер продукции

Стандарт.

Дифференц.

Дифференц. или стандарт.

Уникальный

Условия входа в отрасль

Отсутствуют

Сравнительно легкие

Вход в отрасль блокирован

Наличие неценовой конкуренции

Отсутствует

Главный резерв для получения выручки и экон. прибыли

Типична

Нетипична

Доступность экономической информации

Полная доступность

Частичная доступность

Существенные ограничения

Недоступна

Источник: Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть. // Сайт «Современная экономическая теория». Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/tipy/ryn-struktura.html

Анализируя структуру рынка, зачастую оценивают такие показатели как ценовая эластичность спроса, индекс Лернера и рыночная власть фирм. Рыночная (или монопольная) власть фирмы – это способность удерживать высокую цену и при этом получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Иными словами, если фирма обладает монопольной властью, она может влиять на установление рыночной цены выше предельных издержек, то есть выше конкурентного уровня рыночной цены. Высокая рыночная доля, обеспеченная конкурентными преимуществами, присущими доминирующей фирме, и сохраняющаяся в течение длительного периода, в сочетании с высокими входными барьерами является залогом рыночной власти фирмы.

Измерить монопольную власть можно измерить с помощью количественных показателей рыночной власти фирмы, основанных на измерении прибыльности или относительного превышения цены над предельными издержками. Рассмотрим наиболее важный из них, а именно индекс Лернера.

Известно, что монополист выбирает объем выпуска (Q), максимизирующий прибыль:

(1)

Необходимое условие экстремума: 

(2)

MR=MC

Из него следует то, что в условиях равновесия на рынке монопольная цена будет выше предельного дохода (MR), равного предельным издержкам (MC).

Предельный доход (MR) для любого объема выпуска зависит от эластичности спроса по цене и от цены товара.

(3)

Известно, что  , следовательно, из равенства (3) получаем:

(4)

Подставим получившееся выражение (4) в необходимое условие максимизации чистой прибыли (2):

Таким образом, мы получили удельный вес надбавки в цене или индекс, который был разработан А.П. Лернером в 30-е гг. XXв. и получил его имя (индекс Лернера или показатель монопольной власти Лернера)[2]:

(5)

Он определяется как разница как разница между ценой данного рынка (данной фирмы) и ее предельными издержками. Индекс Лернера показывает, что монополист имеет лишь ограниченный контроль над ценой. Если ценовая эластичность спроса велика, то цена, максимизирующая прибыль монополиста, будет лишь немного превышать предельные издержки. Менее эластичная кривая рыночного спроса обеспечивает большую монопольную надбавку к конкурентной цене.