Проект паровой турбины: Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине "Энергетические машины", страница 22

1

2

3

4

5

15

Центробежная сила бандажа

Н

п. 6, табл. 8.2

16

Центробежная сила части хвостовика

Н

17

Напряжение растяжения в сечении АВ

Па

18

Центробежная сила участка АВСD

Н

19

Напряжение среза в сечении ВС или AD

Па

20

Полная центробежная сила хвостовика

Н

21

Напряжения смятия

Па

9. Расчет критической частоты вращения вала

При проектировании паровой турбины необходимо определить критическую частоту вращения вала и сравнить ее с рабочей частотой вращения. Работа турбины на критической частоте вращения или близких к ней частотах недопустима, так как при этом наблюдается резкое усиление вибрации турбины, возможны задевания деталей ротора за статорные элементы, выход из строя подшипников, уплотнений и даже разрушение вала.

Существует несколько методов определения критических частот вращения, наиболее распространенным является энергетический метод. Эти методы требуют предварительного выполнения конструктивного чертежа вала; но если окажется, что найденное расчетом критическое число оборотов незначительно отличается от рабочего, то и чертеж, и трудоемкий расчет необходимо будет переделывать. Поэтому целесообразно в процессе проектирования производить оценку критической частоты вращения с помощью приближенных методов. Один из таких методов предложен инженером В.В.Звягинцевым.

Для многоступенчатого ротора с дисками на двух опорах им рекомендована следующая формула:

                                             (9.1)

где d- максимальный диаметр вала, мм;   расстояние между опорами, м;      G- сила тяжести ротора, Н (в табл. 9.1 приведены для сравнения массы роторов ЦВД отечественных паровых турбин).

При этом предположено, что вал имеет наибольший диаметр посредине, откуда по направлению к подшипникам диаметр вала постепенно уменьшается.

Погрешность определения  по этой формуле составляет ±3,5% по сравнению с энергетическим методом.

По величине  определяют тип вала и опасную зону его работы. Валы паровых турбин могут иметь критическую частоту вращения как больше, так и меньше рабочей. В первом случае вал называют жестким. Обычно требуется, чтобы критическая частота вращения жесткого ротора не менее чем на 20-25% превышала рабочую. Для гибких валов нормальная частота вращения должна быть на 30-40% выше критической. Так как вторая критическая частота вращения для распространенных конструкций дисковых роторов на двух опорах приблизительно в 2,8 раза больше первой критической частоты, то рабочее число оборотов гибкого вала должно быть сопоставлено с обеими критическими частотами.

Обычно требуют, чтобы

                                         (9.2)

Если величина  попадает в опасную зону работы, то необходимо изменить величину  в формуле (9.1).

Таблица 9.1

Массы роторов ЦВД турбин

Тип турбины

Длина ротора

Масса ротора ,кг

К-800-240

5,57

13.800

К-500-240

5,35

12.000

К-300-240-ЛМЗ

5,44

9.790

К-300-240-ХТГЗ

5,53

9.470

К-200-130

4,72

8.000

Т-100-130

3,704

4.670


ПРОЕКТ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ

Составители:        Урьев Евгений Вениаминович

Жуков Сергей Викторович

Редактор               Л.Ю. Козяйчева

Подписано в печать 3.05.2000                              Формат 80х64           1/16

Бумага писчая      Офсетная печать                      Усл. печ. л. 3,49

Уч.-изд. л. 2,55     Тираж 200                                Заказ 169          Цена «С»

Издательство УГТУ

620002, Екатеринбург, Мира, 19