Система охлаждения дизельной СЭУ, страница 8

 – коэффициент заполнения трубной доски (обычно для многоходового теплообменника =0,8).

Необходимое «живое сечение» для пропуска масла между трубками теплообменника

Fм тр=Gмасл/масл wмасл= 65,7/875∙2=0,037 м2

Количество ходов масла между трубкам

Zмасл=[0,785(D2-n∙d2вн)]/Fм тр=(0,785(0,632-169∙0,0192))/0,037=7,13

принимаем 8

По рассчитанным данным разрабатываем эскизный проект маслоохладителя.

7. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛООБМЕННЫХ АППАРАТОВ

В процессе эксплуатации необходимо контролировать температурный режим теплообменных аппаратов, систематически фиксируя температуру и давление теплоносителей на входе в аппарат и на выходе из него.

Во избежание снижения коэффициента теплопередачи из-за образования воздушных мешков в маслоохладителях и охладителях пресной воды, необходимо не реже одного раза в сутки удалять через воздушные краны воздух из водяных камер. Одна из неполадок маслоохладителей и охладителей пресной воды – их неплотность. На теплоходах давление масла и пресной воды всегда поддерживается большим, чем давление заборной воды, поэтому при неплотностях масло и пресная вода уносится с охлаждающей водой. Об утечках пресной воды из системы охлаждения дизеле судят по уровню воды в расширительной цистерне, а об утечках масла – по уровню в масляной цистерне. Однако, т.о. утечки масла могут быть обнаружены лишь после значительной его потери.

Для своевременного обнаружения утечек масла применяют маслоуказатель, к которому по трубе поступает забортная вода по выходе ее из маслоохладителя. Маслоуказатель имеет прозрачный цилиндрический корпус, крышки которого установлены на резиновых прокладках с помощью стяжной шпильки. Вода из маслоуказателя удаляется через трубу, поэтому уровень в нем поддерживается выше верхнего среза этой трубы. При утечках масло, скапливающееся на поверхности уровня, можно своевременно обнаружить и устранить неисправность.

Осмотр через лючки водяных поверхностей маслоохладителей и протекторов рекомендуется производить не реже двух раз в год. Если пластины разъедены более чем на 50%, их следует заменить. Для очистки труб маслоохладителей и подогревателей топлива используют мощную присадку ВНИИП-102 с подогревом до 60-80 и 3-5% раствор тринатрийфосфата, каустической соды (Na2CO3) и другие химические растворители. В последнее время для очистки маслоохладителей используют трихлорэтилен (C2HCl3), в связи с токсичностью трихлорэтилена при его применении необходимо в соответствии с инструкциями строго соблюдать технику безопасности. С водяной стороны трубы маслоохладителей очищают так же, как и трубы конденсаторов.

При обнаружении в теплообменном аппарате поврежденной трубы ее можно заглушить, испытав аппарат на плотность. Повреждение трубы часто сопровождается резким повышением или понижением давления жидких теплоносителей, например топлива или масла в подогревателях.

В пластинчатых теплообменных аппаратах иногда наблюдается трещины в пластинах и повреждения резиновых прокладок. Такие повреждения могут быть вызваны чрезмерной или неравномерной затяжкой стяжных болтов; поэтому фирмы, изготавливающие пластинчатые теплообменные аппараты, рекомендуют контролировать общую толщину стяжных пластин вместе с прокладками с учетом температуры теплоносителей.

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Овсянников М.К., Петухов В.А. «Судовые дизельные установки. Справочник. Л. Судостроение 1986 – 424 с.

2. Коршунов Л.П. Энергетические установки промысловых судов. Л. Судостроение, 1991 – 360 с.

3. Ермилов В.Г. Теплообменные аппараты и конденсационные установки Л. Судостроение 1974 – 224 с.

4. Коваленко О.А. Расчет и выбор вспомогательного энергетического оборудования теплоходов. Учебное пособие. Одесса: РИО ОНМУ, 2008

5. Беляев И.Г. Техническая эксплуатация вспомогательных механизмов теплоходов. М. Транспорт, 1985 – 208 с.

6. Камкин С.В., Возницкий И.В., Большаков В.Ф. и др. Эксплуатация судовых дизельных энергетических установок. М.: Транспорт, 1996, 432 с.