Система охлаждения дизельной СЭУ, страница 3

При плавании в «чистой» воде рекомендуется осматривать полости забортной воды не реже одного раза в год. Осмотр обычно производится через смотровые лючки, к которым с внутренней стороны прикреплены протекторные пластины. Если пластины разъедены более чем на 50%, они должны быть заменены. При плавании в загрязненной воде и на мелководье рекомендуется осматривать полости забортной воды при увеличении сопротивления в охладителе и при ухудшении теплообмена.

Известно, что в процессе эксплуатации давление забортной воды всегда ниже, чем пресной, и нарушение плотности трубок охладителя определяется по увеличению утечки пресной воды. Обнаружив утечку, следует при первой возможности устранить неисправность развальцовкой или глушением трубок.

На судах неограниченного района плавания в системе охлаждения устанавливается два охладителя, каждый из которых обеспечивает отвод тепла при нагрузке ГД 60%, при температуре забортной воды 30 оС. Водоохладители оборудуются спускными клапанами (или глухими пробками) в нижне части и воздушными кранами в верхней.

Маслоохладители. На теплоходах в большинстве случаев устанавливают по два маслоохладителя, каждый из которых расчитан на отвод тепла при мощности ГД, составляет 60% от номинальной. Такое резервирование по сравнению с дублированием маслоохладителей, расчитанных на максимальную нагрузку двигателя, позволяет уменьшить габарит массу и стоимость маслоохладителей судно может развивать скорость в пределах 80-85% от номинальной. Установка одного маслоохладителя  допускается на теплоходах сравнительно небольшой мощности с ограниченным районом плавания. Суммарная поверхность охлаждения обоих маслоохладителей может составлять около 37 м2 на 1000 кВт мощности ГД при охлаждении поршней маслом и до 20 м2 на 1000 кВт при охлаждении ГД пресной водой. На турбинных судах устанавливаются, как правило, два маслоохладителя, один из которых является резервным.

Расширительная цистерна. Для создания подпора на всасывающей стороне насосов, удаления воздуха из системы и пополнения утечек, имеющих место в эксплуатации, служит расширительная цистерна.

Цистерна устанавливается выше верхней точки системы охлаждения и соединяется с ней трубопроводами в двух, трех и, иногда, четырех местах. Характерными участками является всасывающий трубопровод у насоса и верхняя полость водоохладителя. На многих двигателях («Зульцер», «Бурмейстер и Вайн» и других) цистерна соединяется трубопроводами с полостями крышек цилиндров, а иногда и с коллектором выходящей охлаждающей воды.

Эксплуатация цистерны сводится к ее очистке, учету количества воды, добавляемой в систему, и наблюдением за чистотой воды. Учет воды необходим для определения количества антикоррозийного материала, введенного в систему, и своевременного обнаружения утечек воды.

Кингстоны – специальные устройства для приема забортной воды (на судах ледового плавания и ледоколах устанавливают ледовые ящики). Их располагают на днище судна и по бортам в машинном отделении ниже ватерлинии. Во избежание проникновения воздуха в трубопроводы и срывов потока воды в них на ходу судна используют донные кингстоны, а на стоянке и в портах для уменьшения попадания грязи – бортовые кингстоны. В корпусе судна вырезается отверстие и в него вставляется решетка для предохранения от попадания крупных посторонних предметов.

Кингстонный ящик служит емкостью, из которой через кингстонный клапан заборная вода поступает к судовым насосам забортной воды. Продувание решетки производится паром или воздухом. Трубопровод служит для выпуска воздуха из кингстонного ящика. Фильтр забортной воды, сдвоенный, устанавливается за кингстоном. Он представляет собой обычную чугунную или стальную коробку цилиндрической формы, в которую вставляется фильтрующий элемент из сетки с ячейками 1 – 1.5 мм.

Трубопроводы и арматура. Для систем охлаждения пресной водой применяются стальные бесшовные трубы, стальная и чугунная арматура, а для систем забортной воды – медные и медно-никелевые трубы, бронзовая и стальная арматура. Соединения трубопроводов и арматуры – фланцевые и штуцерные. В качестве прокладочных материалов применяют пароонит, клингерит, фибру и резину.